КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

исихазм

Исихазм (от греч. исихия — безмолвие, покой) — 1) Глубоко традиционная для православия практика мистического богопознания на путях «священнобезмолвия». И. определяет принципиальное отличие православной традиции как сокровенно-мистической и благодатно-духовной от более социально ориентированных, исторически обмирщенных католицизма и протестантизма. Практика И. — сосредоточение всех сил человеческого существа на приобщении к Богу. Эта практика предусматривает строгий пост, предназначенный ослабить влияние плоти на жизнь души и побороть греховные страсти; «сведение ума в сердце», что интегрирует и органически объединяет силы телесные, душевные и умственные, подготавливая тем самым человека для восприятия единой энергии Бога; непрестанную молитву Иисусову, устремляющую все внимание исихаста на Божественное Лицо и способствующую восприятию Самого Бога в Его энергии — «умное делание» (см. Нетварные энергии). При этом происходит не только просвещение ума, но и преображение тела, что коренным образом изменяет качество самого человеческого бытия. При несоизмеримости двух природ, Божией и человеческой, вследствие вхождения духовно-смысловой энергии Божества в душу человека, он претерпевает полное преображение. Поскольку нетварный Фаворский свет, изливающийся на подвижника при богообщении, есть вйдение и чувством и умом, превосходящее всякую чувственность, равно как и чисто умственный опыт, то мы не можем говорить об откровении как только о чувственном или умственном видении. Здесь преодолевается дуализм между духом и материей и проводится чисто религиозная грань между тварным и нетварным. Молитвенная практика, подобная И., известна с самых ранних веков христианства (ее прообразом служит Преображение Господне), но наивысшего развития И. достиг в Х!-ХГУ вв. в деятельности выдающихся святых подвижников — Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Григория Паламы. На Русь И. пришел вместе с традицией созерцательного монашества из Византии после принятия христианства. Одним из первых созерцательных иноков Киевской Руси стал преп. Антоний Печерский. В московский период практика И. была тесно связана с именами преп. Сергия Радонежского и преп. Нила Сорского, а в петербургский — святителя Тихона Задонского, старца Паисия Величковского, старцев Оптиной пустыни, а также в значительной степени преп. Серафима Саровского. 2) Духовно-социальное движение в Византии и славянском мире в XIV в. с целью противодействия идеям европейского гуманизма, Возрождения и первым признакам секуляризации культуры. Движение зародилось в монастырях, концептуально оформилось в ходе богословских споров Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским, затем стало важным явлением общественно-политической жизни, оказавшим существенное влияние на другие православные страны. Ориентация И. как духовно-социального движения определялась задачей реставрации и обновления святоотеческой традиции, в то время как в Западной Европе развивалась идеология Ренессанса, направленная на отрицание средневекового опыта. Влияние этого типа духовности на весь восточноевропейский православный мир было весьма значительным. Для Руси это был последний благодатный импульс, полученный от слабеющей Византии, который стал своего рода наставническим благословением — расцвет И. совпал с национально-государственным подъемом в Московской Руси.

 


Теги:  православие, Византия, мистика, феноменология религии, средневековая философия
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.