|
Школы, течения локаятаЛОКАЯТА (пали, санскр. lokаyаta – «распространенный в мире» или «признающий реальность феноменального мира») – первоначально (в VI–IV вв. до н. э.) одна из традиционных дисциплин брахманской системы образования, аналогичная эристике, разрабатывавшейся древнегреческими софистами. Основателем Л. считается Брихаспати (Брахманаспати) Лаукью. Брахманы-локаятики (Поккхасаради, Паччаника и др.) занимались доказательством и опровержением парных тезисов и антитезисов: «Все существует» – «Ничего не существует», «Всё есть единство» – «Всё есть множественность», «Все создано кем-то» – «Ничто никем не создано», «Все вечно» – «Ничто не вечно», «Всё является следствием чего-то» – «Ничто не является следствием чего-либо», «Атман есть» – «Атмана нет» и т. д. Они не ставили целью постичь с помощью аргументов объективную истину (которой они, впрочем, и не признавали); аргументация служила лишь тренингом для приобретения навыков дискуссии ради победы в споре. В период IV–II вв. брахманистская Л. распадается на школы и начинает отождествляться с нигилистическим учением чарваков, приобретая статус неортодоксальной мировоззренческой системы (даршаны), впоследствии получившей название чарвака-Л., но по-прежнему возводимой к Брихаспати. Как даршана в «Артхашастре» Каутильи (IV в. до н. э. – III в. н. э.), Л. перечисляется в одном ряду с санкхьей и йогой. Л.-даршана не была единой. Ведантист Садананда (ок. 1500) в своем сочинении «Ведантасара» упоминал о 4-х школах локаятиков, разошедшихся в толковании души: если одна школа отождествляла душу с материальным телом, то вторая – с чувствами, третья – с дыханием, четвертая – с органом мышления. Современные исследователи отмечают в Л. наличие двух школ: скептической, продолжавшей традиции брахманских эристов, и натуралистической, сосредоточившейся на критике брахманского идеализма и обосновании учения о 4-х физических элементах. Л. выступали как яростные критики ведийской религии и ее установлений. Они утверждали, что со смертью тела разрушается и душа, поэтому никакой загробной жизни, переселения душ нет, нет и воздаяния за деяния (карма). Целью жизни является не выполнение долга (дхарма) ради освобождения (мокша), цель жизни – сама жизнь и приносимые ею удовольствия. Не следует избегать их из боязни следующих за ними страданий. Те, кто говорит, будто нужно совершать жертвоприношения богам для нашей пользы, просто плуты и мошенники, которые таким образом живут за наш счет. Чарвака-Л. часто не вполне корректно отождествляется с материализмом, хотя по содержанию приписываемые школе концепции больше похожи на воззрения первых античных философов-«физиков» и античных скептиков. Со взглядами античных физиков их учение сближает утверждение о том, что все тела состоят из 4-х физических первоэлементов: земли, воды, огня и ветра (аналога воздуха), а со скептиками – отрицание возможности не только рационального, но, по некоторым сведениям, и чувственного познания. Базовым текстом системы считаются несохранившиеся «Локаята-сутры» Брихаспати, о содержании которых можно судить только по полемике с локаятиками, являющейся обязательным атрибутом текстов всех других систем религиозно-философской мысли Индии. В этой полемике чарваки-Л. всегда выступали как критикуемая сторона (пурвапакша) и никогда не занимали позиции критикующей стороны (уттарапакша), что говорит о большой вероятности отсутствия живых носителей традиции в то время, когда создавались главные тексты даршан, а также о том, что чарваки-Л. сохранялись в общефилософской традиции как идеальный оппонент, которому можно было приписать какие угодно утверждения, чтобы представить в выгодном свете собственное учение. Образцы такой полемики дают, в частности, известные средневековые компендиумы «Таттва-санграха» («Собрание категорий») буддиста Шантаракшиты (VIII в.) с комментарием «Панджика» Камалашилы (VIII в.) и «Сарвадаршана-санграха» («Свод доктрин всех систем») адвайта-ведантиста Мадхавы (XIV в.). Интересный материал о Л. содержит пьеса «Прабодхачандродая» («Восход луны познания») Кришна Мишры (ок. 1090). Другими текстами Л. считаются «Таттвопаплавасимха» («Окончательное ниспровержение категорий») Джаяраши (вероятно, ок. 650 г.), посвященная исключительно изучению инструментов правильного познания, и, возможно, «Таттва-тика» («Комментарий [учения о] категориях»), авторство которой пока проблематично. Отсутствие подлинных текстов Ч., крайняя скудость и неопределенность информации об учениях Л. делает даршану одной из самых загадочных в истории индийской философии. Лит.: Мадхава. Сарва-даршана-самграха. Гл. I. Философия чарвака // Восточная философия. М., 1997. С.130–136; Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. М., 1961; Он же. Живое и мертвое в индийской философии. М., 1981; Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994; Он же. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. — II в. н. э.). М., 2004. Н. А. Канаева
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |