|
Школы, течения мимансаМИМАНСА (санскр. mгmаüsа – букв. «исследование через критическое рассмотрение оснований») – одна из 6 ортодоксальных (астика) религиозно-философских систем Индии, называемая также Брахма-миманса (исследование природы Брахмана), пурва-миманса («первая миманса») и отличаемая от уттара-мимансы («второй мимансы»), т. е. веданты. Центральной проблемой мимансы является дхарма, понимаемая в соответствии с ведами как религиозный, социальный и моральный долг. Появление мимансы ок. V в. до н. э. было вызвано необходимостью дать отпор шраманам, подрывавшим авторитет ведийско-брахманистской системы ценностей своими нападками. Основоположники мимансы поставили себе целью устранение некоторых неясностей и противоречий в текстах вед, длительное время передававшихся в устной традиции. Они старались правильно декодифицировать содержащуюся в корпусе священных текстов дхарму. Их экзегетика должна была помочь соблюдению правильности понимания смыслов шрути и ритуалов. Достижения мимансаков в толковании ведийских текстов способствовали включению этих текстов в повседневную жизнь народа, распространению брахманизма, синтезу местных небрахманских культов с брахманизмом и превращению его в индуизм. Базовым текстом мимансы являются «Миманса-сутры» (II в. до н. э. – II в. н. э.), или «Джаймини-сутры», названные так по имени мудреца, которому они приписываются. Они содержат 2745 афоризмов-сутр, группирующихся по 12 книгам (адхьяя), каждая из которых состоит из 4–6 разделов (пада). Текст начинается с дефиниции главного предмета – дхармы (высшего знания, высшей истины), определяемой как религиозная заслуга, «артха, чей знак – побуждение к действию» (I. 1. 2), которое должно привести адепта после смерти к жизни на небесах. В нем рассматривается спектр проблем, возникающих в связи с реализацией дхармы через ритуальную практику, организованную в соответствии с ведами: проблем ритуалистических, эпистемологических, семантических (в первую очередь, проблема соотношения слова и его значения, слова и действия), лингвистических (в частности, проблема классификации слов по частям речи), дефиниция апурвы (силы, помогающей достичь отсроченного результата действия) и др. Наиболее известными комментариями на сутры являются «Бхашья» Шабары, или Шабарасвамина (ок. II в. н. э.), «Шлока-варттика» («Пространный комментарий в стихах») Кумарилы Бхатты и «Брихати» («Взращивающий [комментарий]») Прабхакары (оба – VI–VII вв.), в которых перечисленные проблемы получают детальную проработку. У Прабхакары и Кумарилы уже присутствует концепция освобождения от сансары (мокша). В мимансе были разработаны реалистическая онтология, эпистемология, логика и имевшая большой авторитет лингвистическая теория (за которую их учение называют иногда «теорией речи» – вакья-шастрой). Теоретические расхождения вызвали раскол мимансы на две школы: последователей Кумарилы Бхатты и последователей Прабхакары. В школе Кумарилы признаются 6 источников достоверного знания (праман) и к авторитетному свидетельству (шабда) причисляются не только веды, но и другие тексты ведийского комплекса. В школе Прабхакары праман 5, но только веды считаются авторитетным свидетельством. В онтологии Прабхакара, приняв за основу 7 категорий вайшешики, превратил их в 8 за счет изменения статуса одних, исключения категорий особенного (вишеша) и небытия (абхава) и добавления категории подобия (садришья). Кумарила категорию небытия оставил, но только как название для группы категорий, включающей предшествующее, последующее, абсолютное и взаимное, противостоящей группе категорий бытия: субстанции, качества, действия и всеобщности. Сила, число и подобие, бывшие в системе Прабхакары независимыми категориями, у Кумарилы лишены самостоятельности и становятся свойствами вещей. Силу он называл невоспринимаемым свойством объектов, возникающим вместе с вещами и без них не существующим. К 9 субстанциям вайшешиков Кумарила добавил еще 2 – темноту и звук. Приняв традиционное учение о вечности слова (шабда) вед, мимансаки придали слову черты особой субстанции, предсуществующей произносимым человеком словам, обозначаемым ими вещам и содержащей высшее знание (дхарму). Большое значение для распространения индуизма имело учение мимансаков о ритуале, понимаемом как главный вид деятельности, реализующий дхарму. Смысл жертвоприношения – не служение богам, но приобретение человеком «чудесной силы» – апурвы (букв. «не-первый», «возникающий после»), отсутствующей в начале жертвоприношения и возрастающей постепенно от ритуала к ритуалу. Апурва является завершением и подлинным результатом всего содеянного человеком. Неважно, каким богам поклоняться, поскольку боги, населяющие, по ведийским представлениям, три мира (небесный, земной и воздушный), на самом деле вряд ли имеют тот облик, в котором их представляют обычные люди, ибо не доступны чувственному восприятию. Более того, признавать существование богов, по утверждению Шабарасвамина, значит вступать в противоречие со здравым смыслом. Соч.: Шабарасвамин. Мимамса-сутра-бхашья// Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997. С. 209–223;. Mгmаṃsаsеtras of Jaimini / Tr. with Śabara’s Bhачya, by G. Jhā //Gaekwad’s Oriental Series (Baroda). Vols 66 (1933), 70 (1934), 73 (1936). Лит.: Пименов А. В. Возвращение к дхарме. М., 1998. Н. А. Канаева
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |