КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

Арья Самадж

АРЬЯ САМАДЖ (ARYA SAMAJ) (санскр. «Общество благородных») – религиозно-реформаторское общество в Северо-Западной Индии, основанное в 1875 г. в Бомбее гуджаратским брахманом Свами Даянандой Сарасвати (1824–1883). Цели организации были сформулированы в 10 тезисах, среди которых – «нести добро в мир через усовершенствование физических, духовных и социальных условий существования человечества», борьба с невежеством и распространение знания, а также возрождение исконной вечной религии вед и государства Арьяварта («Страна ариев»), подобного древней ведийской стране. Через два года центр АС был перенесён в Лахор (Панджаб). По характеру АС сходно с «Брахмо самаджем», чьи лидеры и идеи оказали влияние на Даянанду, хотя своё учение он строил на критике в их адрес (недопустимость отступления от древней традиции, подражания христианам и интереса к иным духовным традициям).

Даянанда выдвинул и обосновал две группы идей, положенных в основу АС. Религиозно-реформаторские идеи объединяет лозунг «Назад к ведам», к которым относят только самхиты, содержащие истинное откровение, подлинное знание и все прошлые, настоящие и будущие открытия науки и техники. Также заслуживают доверия «истинные шастры». В этой части АС –движение за возрождение индуизма, консервативное из-за националистической ориентации на индигенную традицию. Вслед за основателем члены АС понимают индуизм как религию вед для всего человечества, выступая за прозелитизм (шуддхи – «очищение») и предотвращение новых переходов в другие веры. Они веруют в единого Бога (ekam sat), отрицают политеизм, аватары, идолопоклонство, странничество, почитание предков и жертвоприношение животных, но признают карму и перевоплощения душ, а также почитают коров. Культ в АС сочетает общее богослужение (пение гимнов, чтение молитв, проповедь и жертвоприношение огню) и домашние обряды.

Группа социально-реформаторских идей Даянанды обусловила отрицание в АС кастовой системы и неприкасаемости (отсюда возможность для каждого индуиста стать членом АС и изучать веды), борьбу против детских браков, затворничества женщин. АС развернул движение за женское образование, межкастовые браки и личный выбор партнёра (сваямвара). АС создал сеть миссий, образовательных и медицинских учреждений, осуществлял социальную поддержку бедных и страдающих от разного рода лишений. Одно из направлений деятельности АС – пропаганда языка хинди как общего языка для всех индийцев. В политической области движение признавало «национальное правление», считало завоевание Индии следствием утраты силы характера, прежде присущего благородным предкам, и упадка индуистского образа жизни, основанного на ответственном исполнении долга. Только восстановление этих черт и преобразование общественной системы позволит индийцам стать нацией.

На рубеже XIXXX вв. АС оставался влиятельной силой, несмотря на раскол в 1892 г. на консерваторов и прогрессистов, отстаивавших современное образование и светский образ жизни. Агрессивный индусский национализм АС впоследствии вызвал беспокойство британских колониальных властей (с организацией были связаны многие деятели радикального крыла национально-освободительного движения, напр., Л. Л. Рай), а также общин сикхов и мусульман. Движение «сангхатан» в АС, отстаивавшее защиту индуизма от других вер как религиозный долг, предвосхитило идеи современного индусского коммунализма.

В настоящее время АС утратил влияние и существует как одна из общин в штатах Уттар-Прадеш и Панджаб; есть также отделения в США и Канаде.

Лит.: Мезенцева О. В. Мир ведийских истин. Жизнь и учение Свами Даянанды. М., 1994; Chamupati P. Ten Commandments of Arya Samaj. New Delhi, 2001; Rai L. L. A History of the Arya Samaj. New Delhi, 1993; Upadhyaya G. P. The Origin, Scope and Mission of the Arya Samaj. New Delhi, 1954; Yadav K. C., Arya K. C. Arya Samaj and the Freedom Movement. Delhi, 1988.

Скороходова Т. Г.

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Скороходова Т. Г.