КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Пространство

масонство в России

Масонство в России

Масонство в России

Широкое идеологическое течение русской внецерковной религиозности, "первое идеалистическое течение русской общественной мысли" (А.В.Семека), "которое было в XVIII веке единственным духовно-общественным движением" (Н.Бердяев). Возникло в начале XVIII века как реакция на петровские преобразования русской государственности и культуры, прежде всего - на секуляризацию церкви и кризисные явления в сфере русской духовной жизни и национального самосознания, связанные с утратой прежних устойчивых духовных и религиозных ориентиров и распространением просветительского рационализма и "вольтерьянства". "Просвещение без нравственного идеала несет отраву" - популярный тезис масонства, многие из которых прошли школу "энциклопедистов" и "безбожного Вольтера".

Масонская идеология и филантропизм получили широкое распространение в конце XVIII - 1-й четверти XIX в.. Представляя неофициальный традиционализм, масоны пытались синтезировать реформированную религию с политической организацией и философским сообществом. Это один из этапов синтеза национальной идеи и самоопределения, отмеченный энтузиазмом свободного духовного поиска и самосовершенствования, соединяющий самоуглубленность и отрешенность с активностью в сфере общественной деятельности. Объединяли различные традиции, ориентированные на идею "внутреннего человека": античный платонизм, немецкий пиетизм и православно-софийныйо исихазм. Ввели в контекст русской мысли наиболее значительные сочинения западных мистиков (Беме, Арндт, Сведенборг, Сен-Мартен, Пордедж и др.). Идея "внутреннего человека" увязывалась с ключевой идеологемой "внутренней церкви", понимаемой как царство Божие внутри человека и как духовный союз "братьев". Эта идеологема и поиски "истинного христианства" приходили в столкновение с внешней обрядовой стороной православия, с благочестием, которое манифестирует себя в официальной обрядовой стороне религиозной жизни. Русское духовенство не смогло рассмотреть в масонской религиозности продуктивную основу для развития православия и осудило его как "ересь". Учение масонов о внутренней церкви и внутреннем человеке корреспондировало с хлыстовством, духоборством и другими разновидностями народного гностицизма. Разрабатывали не только мистическую антропологию и этику, но и собственную историософию и идею теократического государства. Свое учение рассматривали как истинное, очищенное от наслоений христианство, как православие в его исконном виде. Противопоставляя себя внешней церкви верили в спасительную истину православия, надеясь стать идеальным воплощением русской церкви, тем самым привносили в масонский универсализм национальную специфику.

Масонские ложи получили большое распространение в России, они создавались не только в Петербурге и Москве, но и в провинции, охватывая значительный круг русского дворянства. Масонством были увлечены видные государственные деятели и придворные (И.П.Елагин, Н.И.Панин, И.В.Лопухин), писатели (Н.М.Карамзин, Н.И.Новиков, М.М.Херасков, А.П.Сумароков и др.), профессора и студенты Московского университета и т.д. Особенно активной и значительной была деятельность кружка московских розенкрейцеров, которая не замыкалась исключительно на масонских штудиях и имела широкий общественный резонанс. Розенкрейцеры создали 'Типографическую компанию", где печаталась литература для широкого круга читателей, а также оригинальные и переводные масонские сочинения, журналы и т.п. Деятельностью московские масоны привлекла внимание императрицы Екатерины II, которая, назначив следственную комиссию, уничтожила кружок, многие его члены подверглись гонениям и опале: так, Н.И.Новиков был заключен в крепость; изданная, в том числе и в тайной типографии, литература была конфискована. Православная церковь осудила масонство как "ересь", такая оценка была инспирирована императрицей, видевшей в масонстве "расколы, колобродства, всякие нелепые толкования".

Новый интерес к масонству возникает во времена Александра I. Наиболее значительной фигурой этого времени был А.Ф.Лабзин, издававший масонский журнал "Сионский вестник". Однако уже 1822 году под влиянием главного противника масонов - архимандрита Фотия император запретил деятельность масонских лож, а сами масоны были объявлены "бесовскими слугами", хотя мартинистская система и розенкрейцерство и даже иллюминатство продолжали тайно существовать.

Масонская идеология стала одним из источников русского романтизма, косвенно влияла на идеологию декабризма и учение славянофилов. "Вся историческая значительность русского масонства была в том, что это была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского инобытия и разсеяния..." (Г.Флоровский).

В начале XX века на волне внецерковного православно-христианского реформаторства и острого интереса к сектанским движениям появляются наиболее значительные исследования русского масонства, актуализируется их духовный опыт и идеи. После революции деятельность масонских лож продолжалась в эмиграции (см., например, повесть Михаила Осоргина "Вольный камещик" (Париж, 1937). Деятельность масонских лож в советский период практически неисследована. В предперестроечную и перестроечнуюэпоху масонство стало спекулятивной темой нового национализма, включающего в парадигму врага "жидомасона".

Литература:

Г.[амалея] СМ., Письма, изд.2. Москва, 1836

Записки сенатора И.В.Лопухина. Москва, 1990

Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века,

Москва! 952, т.П

Масонские труды И.В.Лопухина, Москва 1913

Переписка московских масонов, изданная Я.Л.Барсковым, Петроград, 1915

Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия, Свердловск,

1990

Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства: По материалам

журнала "Магазин свободнокаменщический". Екатеринбург, 1995

Бакунина ТА. Знаменитые русские масоны, Москва 1991

Боголюбов В.Н. И. Новиков и его время, Москва 1916

БолдыревА.И. Масонство. "Русская философия. Словарь". Москва, 1995, с.287-

289.

Вайскопф Михаил, Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст,

Москва, 1993

Вернадский Г.В., Русское масонство в царствование Екатерины II, Петроград

1917

Зеньковский В.В. История русской философии, т.1, ч. 1., Ленинград 1991

Лонгинов М.Н., Новиков и московские мартинисты, Москва 1876

Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1-2. Москва 1914-1915

Пекарский П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия,

Санкт-Петербург 1869

Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII века и первой четверти XIX века,

Петроград 1916; 2-е изд. 1997.

Русская мысль в век Просвещения, Москва 1991 (гл.4)

Семека А.В. Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II

против масонства, "Журнал Министерства народного просвещения" 1902, № 2

Семевский В.И. Декабристы-масоны, "Минувшие годы" 1908 № №2,3, 5-6

Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного

движения (XVIII и первая четверть XIX столетия), Санкт-Петербург 1908

Соколовская Т.О. Капитул Феникса: (Высшее тайное масонское правление в

России, 1778-1822). Петроград 1916

Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного

движения (XVIII и первая четверть XIX столетия). Санкт-Петербург, 1908

Сумцов Н.Ф. О влиянии схоластической литературы XVII в. на великорусскую

раскольническую литературу XVIII в. и об отражении в раскольнической

литературе масонства, "Киевская старина" 1895 T.I, декабрь Тарасов Е.И. К истории масонства в России: (Забытый розенкрейуер А.М.Кутузов: По неизданным документам). Санкт-Петербург, 1910

Тукалевский В.И., Искания русских масонов, Санкт-Петербург, 1911

Уничтожение масонских лож в 1822 году, "Русская старина" 1877, т. 18

Флоровский, прот. Георгий, Пути русского богословия, Вильнюс 1991

Stephen L. Baehr, The Masonic Component in Eighteenth-Century Russian

Literature: Russian Literature in the Age of Catherine the Great. A Collection of

Essays. Ed. A.G.Cross, Oxford, 1976

Friedrichs, Geschichte der einstigen Maurerei in Russland, Berlin 1904

Zdenek V. David, The Influence of Jacob Boehme on Russian Religious Thought,

"American Slavic Review", March 1962

Ольга Гончарова

 


Теги:  теософия, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Гончарова О.