|
Религиоведение Архетипы антропосАНТРОПОС (греч. αντροπος, “человек”), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или околохристианского гностицизма духовный первочеловек как божественное существо, прототип и эманирующий исток для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности); иногда — один из эонов. Генезис мифологемы А. восходит к Индии (образ Пуруши) и к Ирану (образ Гайомарта). Имели значение и некоторые аспекты библейской традиции, а также платоновской доктрины об идее как предвечном первообразе эмпирического явления. Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, А. на разных уровнях своего бытия есть верховный бог (“первый А.”), но также и отображение и эманация “первого А.”, в силу грехопадения соединившаяся со своим земным подобием (Адам), присущий всем людям как бессмертное начало (“дух”, “внутренний человек”, “великочеловек”) и в них дожидающийся своего конечного освобождения из мрака материи и тирании архонтов. Доктрины об А. получили развитие в манихействе и в еврейской каббале (Адам Кадмон), а также в христианских ересях. В мистике ортодоксального христианства им до некоторой степени отвечает учение о том, что “как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22), рассматривающее Иисуса Христа как абсолютную парадигму человеческой сущности и постольку “нового Адама”, а также о реальном присутствии Христа и Святого Духа в душе верующего (а через таинства — и в его плоти): ”...не я живу, но живёт во мне Христос” (Гал. 2, 20). Теги: христианство Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |