КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Архетипы

антропос

АНТРОПОС (греч

АНТРОПОС (греч. αντροπος, “человек”), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или околохристиан­ского гностицизма духовный первочеловек как божественное существо, прото­тип и эманирующий исток для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности); иногда — один из эонов. Генезис ми­фологемы А. восходит к Индии (образ Пуруши) и к Ирану (образ Гайомарта). Имели значение и некоторые аспекты библейской традиции, а также платоновской доктрины об идее как предвечном первообразе эмпирического явления. Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, А. на разных уровнях своего бытия есть верховный бог (“первый А.”), но также и отображение и эманация “первого А.”, в силу грехопадения соединившаяся со своим земным подобием (Адам), присущий всем людям как бессмертное начало (“дух”, “вну­тренний человек”, “великочеловек”) и в них дожидающийся своего конечного освобождения из мрака материи и тирании архонтов. Доктрины об А. получи­ли развитие в манихействе и в еврейской каббале (Адам Кадмон), а также в христианских ересях. В мистике ортодоксального христианства им до некото­рой степени отвечает учение о том, что “как в Адаме все умирают, так во Хри­сте все оживут” (1 Кор. 15, 22), рассматривающее Иисуса Христа как абсолют­ную парадигму человеческой сущности и постольку “нового Адама”, а также о реальном присутствии Христа и Святого Духа в душе верующего (а через та­инства — и в его плоти): ”...не я живу, но живёт во мне Христос” (Гал. 2, 20).


Теги:  христианство
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.