КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Архетипы

Гавриил архангел

ГАВРИИЛ (евр

ГАВРИИЛ (евр. gabri'el, “сила Божья” или “человек Божий”), в иудаисти-ческих, христианских, а также мусульманских представлениях один из стар­ших Ангеловхристианстве — Архангел). Если всякий Ангел есть “вестник” (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особен­но в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8, 16—26; 9, 21—27), где призван “научить разуме­нию” пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как “пред­течи” Иисуса Христа (Лук. 1, 9—20); явившись Деве Марии, он предсказыва­ет рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя “Ии­сус” (1, 26—38, см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. припи­сана также особая власть над стихиями — либо над огнём (раввинистический трактат “Песахим” 118 а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созревани­ем плодов (талмудический трактат “Санхедрин” 95 b). В апокрифической “Книге Еноха” Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественны­ми существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноев­ропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изобра­жается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках — символом не­порочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестни­ка в контексте идеи теократической державы: в “Песни о Роланде” Г. возвеща­ет Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напо­минает о его долге без устали защищать христиан во всём мире.


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.