КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
О проекте

Наш сайт создается в рамках научно-информационного проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (№12-03-12015)

Э. – своеобразный проект. Он продолжает традиции классических энциклопедий соответствующей тематики. При этом использует опыт современных электронных и сетевых изданий. Кроме того, претендует на определенную идеологию, аналогичную по интенции, но противоположную по ценностям известной Энциклопедии французских просветителей. Энциклопедия – один из проектов РХГА, поэтому ее содержание будет соответствовать общей духовно-просветительской миссии Академии. Работа над созданием Энциклопедического религиозно-философского словаря шла в РХГА начиная с середины 90-х годов, особенно интенсивно в 1998-2000гг. В настоящее время результаты ее переоцениваются и переформатируются, создаются новые тексты.

Энциклопедия должна отличаться от имеющихся аналогов, во-первых, по содержанию, во-вторых, по форме организации материала и оперирования контентом. В содержательном аспекте планируется реализовать три смысловых уровня подачи материала – информационный, аналитический, идеологический. Первый (информационный) является неотъемлемым компонентом любого справочного издания, однако в нашем случае могут быть специфические акценты, обусловленные идеологией. Объем второго – аналитического – позволяет говорить о переходе от словарного к энциклопедическому уровню, причем аналитика выстраивается опять-таки с учетом идеологии.

Идеология Энциклопедии предполагает анализ событий и феноменов культуры (включая философию как ее важнейшее формообразование) в свете их религиозных оснований, а религиозных событий и феноменов - с точки зрения их культурно-исторической обусловленности. Культура, понятая как мир межчеловеческих отношений по преимуществу, и религия как система отношений человека к Абсолютному взаимозависимы, но не редуцируемы. Философия же выполняет глобальную коммуникативную миссию как внутри культуры, так и между культурой, религией и церковью. Центральным событием всемирной истории мыслится Иисус Христос. Как следствие, христианство представляется «абсолютной религией» (по терминологии Гегеля), христианская культура, включая такие ее внутренние изводы как Модерн и постмодерн, - как самая богатая по своей духовной проблематике, внутреннему содержанию и креативному потенциалу (отсюда особенное внимание к проблематике постхристианского мира и постсекулярного общества). Россия – своеобразный ареал христианского мира, а русская философия, в первую очередь – религиозная метафизика XIX-XX столетий, представляет собой одно из самых интересных и глубоких явлений в духовной истории человечества. Таким образом, идеология Энциклопедии представляет собой современную версию религиозно-ориентированного идеализма, сформировавшегося в России указанного времени и продолжившего развитие в эмиграции. Идеология в Энциклопедии призвана выступать контекстуальным фоном, а в случае категоризации – гипертекстом, который не должен идти в ущерб информационно-аналитической составляющей, влияя на подачу материала и подбор статей.

Понятно особое внимание, которое предполагается уделить реалиям и персоналиям русской культуры, помимо этого в статьях, посвященных отображению инокультурного материала, планируется отображать «русский взгляд» или вклад в разработку определенной проблемы. Важно подчеркнуть, что идеология – элемент желательный, но вовсе не обязательный по отношению к каждой отдельной статье. Идеология просвечивает в строении целого, а эксплицируется преимущественно в статьях, посвященных всеобщему.

Сетевая форма публикации открывает новые возможности, но и усложняет задачу. В бумажных версиях традиционных энциклопедий материалы располагаются, как правило, в алфавитном порядке, статьи же, образующие «смысловые кусты» (схоластика, мистика, рационализм и эмпиризм), либо отражающие всеобщее (бытие, свобода) как бы «спрятаны» в общем массиве информации. Как следствие, в традиционно скомпонованных словарях и энциклопедиях формально отсутствует какое-либо различие между событием, персонажем, направлением мысли или категорией. Более значительным предметам уделяется больший объем текста, что подчеркивает их содержательный приоритет. Авторами крупных статей часто выступали известные ученые и мыслители. На эти статьи больше внутренних ссылок, данных курсивом или жирным шрифтом, но проследить общую картину читателю бумажной версии практически невозможно. Она видна только редколлегии. Мы сохраним для читателя возможность работать с материалом, расположенным в алфавитном порядке. Однако в случае «мультимедийной энциклопедии» требуется изначальная категоризация. Конечно, сетка категорий может усложняться по мере наполнения материалами, но изначальная матрица (а таковой может выступать диада – единое и иное у Платона, Я и не-Я у Фихте, или триада - в диалектикологических концепциях, или тетрактида, предложенная А.Ф.Лосевым) должна быть предзадана, сопровождаясь пояснением принципов развертки материала.

Нами выработана и предлагается следующая матрица построения Энциклопедии. Вертикальное меню отображает логический, а горизонтальное – исторический аспекты системы. Логическая составляющая представлена базовыми категориями мышления: единичное-особое-всеобщее. История в нашем случае – это своего рода «эмпирия» духовной жизни и культуротворчества. Духовная эмпирия на первичном уровне также структурирована триадически: культурология, религиоведение, философия. Указанная триада обусловлена как прагматическими соображениями, так и концептуально. Прагматически, поскольку проект нацелен на формирование Энциклопедии культурологических, религиоведческих и философских знаний. Концептуально, поскольку области культуры, религии и философии могут быть позиционированы как относительно самостоятельные сферы духовной деятельности.

В результате такого соединения логического и исторического (эмпирии духовного бытия) выявляются конкретные предметные области, некоторые (а в идеале каждая) из которых становится материалом словарной статьи. Проект обладает значительной информационной глубиной, а сетевая форма публикации открывает возможность перманентного пополнения номенклатуры статей, их содержания, библиографии. В отчетном периоде (2012-2014гг) мы, формулируя достижимые цели, предполагаем осветить в основном российский и христианский ареалы мировой культуры.