КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Расин

Раси́н Жан Бати́ст (фр. Racine) (1639 – 1699) — французский драматург, яркий представитель классицизма, автор трагедий «Андромаха». «Британик», «Федра» и др.

 

На Р. оказала большое воздействие философия янсенизма, следование которой определило концепцию человека в его драматургии: в основе человеческой природы лежат страсти, любая страсть является разрушительной, ибо она слепо эгоистична, иррациональна и сильнее доводов рассудка. Герои Р. осознают пагубность своих страстей, но не могут им противостоять, ибо разум бессилен в борьбе с ними. Р. изображал глубоко несчастных, одержимых страстями людей. Р. был самым образцовым поэтом классицизма: он полностью принял каноны этой системы и никогда ( в отличие от Корнеля) не знал никаких колебаний в следовании им. Р. разрабатывал особую разновидность трагедии классицизма – любовно-психологическую, показывая мучительное состояние человека, вынужденного бороться со своими страстями ради выполнения долга, который Р. понимал как долг нравственный, как подчинение высокой морали. Р. принимал само существование абсолютизма, необходимость подчинения королю, но у него не было иллюзий по поводу природы королевской власти. Для него короли – такие же люди, как и все остальные, им присущи те же слабости и страсти, и свою абсолютную власть они часто используют для удовлетворения своих прихотей. Это ярко показано в таких трагедиях, как «Андромаха» (1667), главная героиня которой, человек чистой и принципиальной нравственности, противопоставлена одержимым страстями героям, над которыми она одерживает победу, и «Британик» (1669), где изображено первое преступление императора Нерона. Совершенством жанра любовно-психологической трагедии стала «Федра» (1677).

В конце жизни Р. начинает разрабатывать новую тему – тему религиозной терпимости монарха по отношению к подданным, которая стала актуальной после отмены Людовиком XIV в 1685 г. Нантского эдикта, принятого его дедом Генрихом IV, который уравнивал в правах католиков и протестантов. Р .пишет трагедии на библейские сюжеты – «Есфирь» (1688) и «Гофолия» (1691), предназначенные для постановок в пансионе Сен-Сир, организованном госпожой де Метенон для девиц благородного происхождения. В главных персонажах «Есфири» современники без труда узнавали короля и госпожу де Ментенон. Религиозно-политическая тема истолковывалась по-разному: кто-то видел намек на репрессии против протестантов, кто-то связывал эту трагедию с преследованиями янсенистов.

Истории Пор-Рояля, где Р. получил образование, он посвятил свой труд, оказавший влияние на знаменитую «Историю Пор-Рояля» Сент-Бёва.

Лит. : История зарубежной литературы XVII века. М., 1987; Dictionnaire des lettres françaises. Le XVII siècle. P., 1996.


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.