КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Акиба бен Иосиф

Акиба бен Иосиф –

АКИБА БЕН ИОСИФ – выдающий законоучитель эпохи составления Мишны. Годы жизни – примерно 50 – 135 гг н. э. Согласно преданию, А. происходил из весьма бедной семьи и в юности был пастухом. Он не только не получил никакого образования, но даже ненавидел учёных. Уже в зрелом возрасте А. под влиянием полюбившей его дочери хозяина Рахили, начал изучать Священное Писание. Предание сообщает, что Рахиль, лишённая наследства не желавшим этого брака богатым отцом, жила в крайней нужде, но продолжала ждать А. пока тот в разных городах изучал премудрости Закона. Со временем он достиг высочайшего совершенства в этой области и стал самым авторитетным и уважаемым духовным руководителем народа. А. основал знаменитую ешиву в Бней–Браке, и, как утверждает предание, число его учеников доходило до 24000. А. настолько преуспел в кодификации множества устных законов и правил, что стал автором изучаемого в религиозных школах сборника –«Мишна рабби А.». В своей литературно–религиозной деятельности А. стремился придать значение каждой букве Торы и найти символический смысл каждого стиха Библии. А. принадлежит ведущая роль в установлении канона еврейской Библии (Ветхого завета). Согласно преданию, А. был учителем иудейского прозелита Аквилы, выполнившего новый, «талмудический» перевод Священного Писания на греческий язык. Тем самым был заменён древний, неточный с иудейской точки зрения, греческий перевод Библии, именуемый Септуагинта. Учёные труды и человеческий образ А. породили множество преданий о нём. Рассказывается, что во главе многочисленных учеников он ездил по всему миру и пережил много невзгод, но всегда следовал своему правилу; «всё, что делает Милосердный Господь, всё к лучшему». Однако, признавая всемогущество Всевышнего и его милость, А. поучал, что : «всё предвидено (Богом), но воля дана (человеку), мир судится по благости, однако всё зависит от совокупности деяний (человека)» ( трактат «Пирке Авот» 3:19.). Наряду с религиозной деятельностью, А. проявил себя как политический деятель. Он был одним из тех законоучителей, которые признали Бар–Кохбу явившимся Мессией. После подавления восстания А. не подчинился запрету римлян изучать Священное Писание, за что был схвачен и предан жестокой мучительной казни. Во время мучений он продолжал читать молитву иудеев «Шма Исраэль ......). На вопрос, как он может в такой момент сосредоточиться на молитве, А. отвечал , что его всю жизнь мучила мысль, как выполнить завет «возлюби Господа всей душою своею» и теперь он счастлив выполнить его в свой смертный час. С этими словами А. скончался.

Литература: Трактат Пирке авот (Поучения отцов)// Сидур (Молитвенник с русским переводом А. Воль). Факсимильное переиздание. Монреаль.; E. E. Urbach. The Sagestheir concepts and beleifs. Harvard Univertsity Press, Cambridge, Massachusets and London, England. 1987 с подр. библиографией.(Сокращённый перевод на русский Э.Э. Урбах. Мудрецы Талмуда. Иерусалим. Библиотека Алия. 1989.); Й. Телушкин. Еврейский мир. Иерусалим– Москва. 1992; Л. Шиффман. От текста к традиции. Иерусалим – Москва. 2002 с подр. библиографией.

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.