КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бультман

Бультман Рудольф Карл (1884-1976) – немецкий лютеранский теолог, экзегет и историк церкви

Бультман Рудольф Карл (1884-1976) – немецкий лютеранский теолог, экзегет и историк церкви. Б. изучал теологию в университетах Тюбингена, Берлина и Марбурга, в которых преподавание богословских дисциплин велось с позиций либеральной теологии. Защитив в 1910 г. диссертацию, Б. начал преподавательскую деятельность, занимая в разное время доцентские и профессорские должности в университетах Марбурга, Бреслау и Берлина. Во время нацистского режима в Германии Б. занимал антифашистскую позицию, но репрессиям подвергнут не был. Б. считал, что либеральная теология, отвергшая в лице своих радикальных представителей веру в достоверность Библии – упрощает проблему. Сам он был уверен в том, что Новый завет – представляет собой квинтэссенцию апостольской проповеди и церковного свидетельства миру. В соответствии с этим главное в Новом завете – не отдельные детали, о степени достоверности которых можно спорить, а керигма. Наибольшую известность Б. принесла концепция «демифологизации» Нового Завета, согласно которой задача теологии состоит в том, чтобы освободить новозаветную керигму от мифологической оболочки. Б. считал, что Новый Завет непонятен современному человеку в силу того, что его теологическое содержание представлено в мифологической форме, близкой и понятной для современников написания новозаветных текстов, но чуждых ментальности индустриального общества. Демифологизация предполагала «перевод» Нового Завета на язык, близкий современному человеку: Б. утверждал, например, что невозможно сочетать библейскую космогонию и использование достижений современной цивилизации. Концепция демифологизации по сути представляет собой герменевтическую реконструкцию в духе аллегорической экзегетики. Отношение Б. к новозаветным чудесам не было последовательным. Вначале он был уверен в том, что чудеса полностью относятся к сфере мифа, и предлагал отказаться от веры в их историческую достоверность, но позднее пришел к убеждению, что чудеса составляют собой важную часть новозаветной керигмы. Однако литеральное, буквальное понимание новозаветных чудес в традициях литеральной экзегетики для Б. не было приемлемо, он полагал, что не отвергая историчности соответствующих текстов Нового завета, истолковывать их необходимо в приемлемой для современного человека форме. В соответствии с т.н. «теорией форм», Б. призывал к изучению того жизненного контекста, в котором происходило создание новозаветных текстов – т.е. жизни и учения ранних христианских общин и тех жанровых форм, в которые облечена новозаветная керигма. Работы Б. свидетельствуют о глубоком системном кризисе либеральной теологии и том напряженном поиске форм и методов, при помощи которых теологии начала ХХ века предполагали выйти за пределы концептуальной и методологической ограниченности либерального дискурса.

1.            Grenz S.J. , Olson R.E. 20-th Century Theology. God and World in a Transitional Age. – Illinois: Inter Varsity Press, 1992 – 393 p.

2.            Schwarz H. Theology in a Global Context. – Cambridge: Grand Rapids, 2005 – 597 p.

3.            Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. – М.: РЩССПЭН, 2004 – 751 с.

 


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Прилуцкий А. М.