КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бонхёффер

БОНХЁФФЕР Дитрих (1906–1945) — немецкий протестантский мыслитель, предвестник секулярной теологии и так называемого «безрелигиозного христианства».

Вырос в светской семье. Получил теологическое образование в университетах Тюбингена, Рима и Берлина, где занимался исследованием социальных аспектов церковной жизни и проблем взаимосвязи философской онтологии с систематической теологией. В 1920-х гг. — лютеранский пастор, служил в немецких приходах Барселоны и Лондона, преподавал в Берлинском университете.

Известное влияние на его взгляды оказали идеи диалектической теологии Барта. По мнению Б., качественно иная в отношении к миру сущность Бога делает бессмысленными попытки «привязать» к нему людей средствами культа и канонических учений. Любое логическое высказывание о Боге или обряд лишь удаляют от него человека, так как заслоняют собой главное — личностное переживание божественного присутствия в мире, ощущение себя в сопричастности Богу. Сам процесс посюсторонней жизни, благодаря этому ощущению, превращается в служение Богу. Но уже — без церкви, доктрин, ритуала, т. е. без традиционного понимания религии.

Эти идеи последовательно развиваются Б. в работах «Следование за Христом» (1934), «Жизнь сообща» (1939) и др. В 1930-е гг. Б. активно противостоял националистической теории «германского Христа деиудеизированной церкви», участвовал в движении антинацистской Исповеднической церкви. За принадлежность к политическому сопротивлению гитлеризму был арестован в 1943 г. и в апреле 1945 г. казнён.

Жить с Богом, по Б., означает следовать в каждый момент своего бытия Христу Священного Писания, а не каким-то особым церковным провозвестиям. Человек не должен искать «последней лазейки в вечность», цепляясь за церковные версии спасения. Спасительная перспектива действует «по эту сторону». Осознать её можно, только раскрывая в себе Христа через служение другим людям. В труде 1937 г. «Цена ученичества» Б. поясняет эту мысль сравнением двух типов благодати: дешёвой и дорогой. Первый тип предполагает ожидание божественной помощи как некоего автоматического процесса, не требующего духовной дисциплины «ученичества у Христа». Второй тип благодати гораздо дороже: он обретается следованием Иисусу Христу в любых ситуациях, пусть даже ценой жизни. Это и есть истинная благодать. Но для её снискания традиционный образ трансцендентного Бога бесполезен. Известные из истории христианства учения и действия, отвергавшие такой образ, оказываются оправданными: они свидетельствуют о взрослении человека. Вытеснение прежнего образа Бога из духовной и социальной жизни — это не отказ от самого Бога, а возврат к реальности созданного им мира.

Последний период интеллектуального творчества Б. отражён в его письмах и записках из тюрьмы, опубликованных в 1951 г. под общим названием «Сопротивление и покорность». Здесь вполне отчётливо звучит тема практической ответственности христиан за всё, что происходит в обществе. От церкви требуется повернуться к людям в их мирских заботах и чаяниях, не удаляться от земных проблем, а стать опорой в их решении. Б. не оставил целостной концепции, но его взгляды стимулировали дальнейшее движение протестантской мысли в формах секулярной теологии.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.