КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Алкуин

АГНОСТИЦИЗМ (от греч

АЛКУИН (лат., англ. Alcuin, ок. 732—804). Британский монах, поэт и философ эпохи Каролингского Возрождения (751—814). В Йорке А. учился у Экбера, который, в свою очередь, был учеником Бэды Почтенного. В 778 г. он возглавил кафедральную школу Йорка, самую известную в Британии того времени. А. получил превосходное образование в риторике, грамматике, астрономии, математике и др. науках. Перед отъездом из Британии он создал большую поэму, рассказывавшую о знаменитых людях Йоркшира.

В Италии в 781 г. А. познакомился с Карлом Великим (768—814) и был приглашен преподавать в Дворцовую академию, основанную Карлом в Аахене, куда привлекались выдающиеся просветители Ирландии, Англии и Италии. Сам император, вся его семья и знатная молодежь учились у А. Фактически А. положил начало традиции англо-саксонского образования в Европе. Он систематизировал образовательный процесс и ввел в практику изучение "свободных искусств" для лучшего понимания теологии. Метод преподавания, внедренный А., стал основным в учебных центрах средневековой Европы. Это был знаменитый метод вопросов и ответов — interrogatio — responsio. А. составил множество учебных пособий по самым разным дисциплинам. Для императора он подготовил, например, специальную памятку о "канонических часах" с росписью евангельских событий, которые должны были представать перед внутренним взором Карла ежедневно каждый час. В 796 г. он оставил двор Карла и стал аббатом монастыря Св. Мартина в Туре.

Теологическая деятельность А. была связана с серьезным пересмотром литургии. Он реформировал песнопения на ирландско-нортумбрийский лад, переиздал, после тщательной сверки, Вульгату, установил новый порядок месс, которому до сих пор следует католическая церковь. На своем посту он вел также борьбу с адопцианской ересью, согласно которой Христос был сыном Божьим только по усыновлению (adoptio).

Наследие А. насчитывает множество трудов по образованию, теологии и философии. Ему принадлежат более 300 писем, в т. ч. Карлу Великому, которого он высоко ценил. В целом труды А. содержат мало оригинальных идей, а его стихи часто посредственны. Тем не менее, его просветительское влияние оказалось очень значительным. Его ученик Рабан Мавр стал центральной фигурой второго этапа Каролингского Возрождения и учителем известных поэтов Валафрида Страбона и Вандальберта Примского.

Литература: Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987. С. 201–202; Marenbon J. From the Circle of Alcuin to the School of Auxerre: Logic, Theology and Philosophy in the Early Middle Ages. Cambridge, 1981.

С. Ю. Трохачев


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.