КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Аделярд Батский

Аделярд Батский (Adelardus Bathensis, 1070/80-ок. 1150) – английский философ, математик, естествоиспытатель и переводчик на латынь арабских научных текстов. Аделярд преподавал в Лане и Париже; путешествовал в Южной Италии и на Сицилии, в Северной Африке и Малой Азии, возможно, на Ближнем Востоке, в Греции и Испании (ок. 1110-25). Вернувшись к 1130 г. в Англию, он стал в нач. 1140-х гг. воспитателем будущего короля Генриха II Плантагенета.

Аделярд Батский перевел астрономические «Таблицы аль-Хорезми» («Tabula Algorismi»), – благодаря чему латинский Запад познакомился с арабскими числами, функциями синуса и тангенса, – а также «Элементы» Евклида. Помимо работ по астролябии, абаку и соколиной охоте, Аделярду принадлежат 76 «Естественных вопросов» («Quaestiones naturales»), посвященных проблемам астрономии, физической географии, метеорологии, биологии, анатомии и т.д., и включающих в себя информацию о греческом атомизме, а также изложение ряда аристотелевских натурфилософских концепций. Характерно также, что, согласно Аделярду, при изучении природы следует руководствоваться разумом, а не авторитетом.

В трактате «О тождественном и ином» («De eodem et diverso»), – написанном в форме диалога Философии (сферы неизменного разума) и Филокосмии (сферы изменчивого мира чувственного опыта), – Аделярд Батский, решая вопрос о статусе универсалий, примиряет взгляды Платона и Аристотеля и утверждает, что познаваемые объекты являются индивидами, видами или родами в зависимости от способа их рассмотрения: с точки зрения «науки» Аристотеля, роды и виды, имманентные единичным вещам, получают существование в человеческом разуме в качестве универсальных понятий в результате абстрагирующего процесса; с точки же зрения «мудрости» Платона, они существуют вне единичных вещей в божественном Разуме (здесь Аделярд следует Августину). Таким образом, то, что едино и просто в умопостигаемом мире Философии, является в то же время разделенным и множественным в чувственно воспринимаемом мире Филокосмии.

Лит.: De eodem et diverso. Münster, 1903; Quaestiones naturales. Münster, 1934.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.