КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Александр Гэльсский

Александр Гэльсский (Alexander Halensis, 1180/86-1245) – английский теолог и философ, «доктор неопровержимый» (doctor irrefragabilis). Магистр теологии (ок. 1220) Парижского университета, впервые использовавший «Сентенции» Петра Ломбардского в качестве базового учебного текста и ставший первым францисканцем – главой университетской кафедры. Соавтор «Толкования Устава св. Франциска»; с 1235 г. – архидиакон кафедрального собора в Ковентри. Будучи сторонником августинизма, обновленного за счет импликации в христианское богословие аристотелевского и арабо-иудейского наследия, Александр во многом инициировал стиль философского мышления, характерный для Высокой схоластики (особенно для теологов-францисканцев).

С именем Александра Гэльсского, – помимо «Глосс к четырем книгам “Сентенций” Петра Ломбардского» («Glossa in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi»), «Спорных вопросов» («Quaestiones disputatae») и др., – связана «Сумма всеобщей теологии» («Summa universae theologiae»), одна из первых попыток систематизации католического богословия. При том что позднее это произведение приписывалось непосредственно Александру, в целом оно было составлено на основе его сочинений учениками: Уильямом из Мелитона, Жаном из Ла-Рошели и др.

Исследуя природу теологии как науки, Александр Гэльсский заключает, что наше знание о Боге исходит как от авторитетов, так и от познающего мир разума. Приводимые им доказательства бытия Бога опираются и на аргументы Августина (сами условия бытия тварного мира требуют существования Первого Бытия, самодовлеющего Высшего Блага, которому причастны и к которому стремятся конечные вещи), и на аргументы Аристотеля (необходимость допущения неподвижного Перводвигателя). При этом в Боге усматривается нераздельное единство формальной, деятельной и целевой причин мироздания. Александр согласен также с мнением Августина о том, что универсалии – как первообразы (causae exemplares) вещей – предвечно содержатся в божественном разуме. В противоположность божественной простоте, все сотворенное, характеризуясь композиционным устройством, составлено из того, «что есть» (quod est), т.е. сущности вещи, и бытия, «которым есть» (quo est) вещь. Кроме того, Александр придерживается доктрины о множественности в каждой вещи ее субстанциальных форм и учения о семенных причинах (rationes seminales). Вопреки ангелологии и психологии, изложенным в «Глоссах» и «Спорных вопросах», соответствующая доктрина «Суммы» распространяет представление о формально-материальном строении на ангелов и человеческие души, вводя при этом понятие об особой, духовной материи. Если при познании чувственного мира необходимо прибегать к абстрагирующему мышлению, то познание вечных и неизменных истин достигается лишь посредством прямого озарения разума божественным светом. В рамках моральной философии Александр настаивает на обладании человеком свободой выбора уже вследствие самой его природы.

В сочинениях Александра Гэльсского – или же в приписываемых ему трудах – также впервые был задан общий план схоластического изложения обсуждаемой проблемы: 1) постановка вопроса («Quaeritur an...»), 2) один из вариантов ответа и аргументы в его пользу («Videtur quod...»), 3) аргументы в пользу иного варианта ответа («Sed contra est quod...»), 4) ответ автора и его обоснование («Respondeo dicendum quod…»), 5) опровержение или отвод аргументов, направленных против ответа автора («Ad primum ergo dicendum quod…», «Ad secundum dicendum quod…», «Ad tertium dicendum quod…», etc.).

Лит.: Summa universae theologiae. T. 1-4. Quaracchi, 1924-48; Glossa in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi. T. 1-4. Quaracchi, 1951-54; Quaestiones disputatae. T. 1-3. Quaracchi, 1960.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.