КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Альберт Саксонский

Альберт Саксонский (Albertus de Saxonia, ок. 1316-1390) – философ-номиналист, логик, математик и естествоиспытатель; сторонник идей Иоанна Буридана. Магистр искусств (1351) и ректор (1357 и 1362) Парижского университета, первый ректор Венского университета (1365), с 1366 г. – епископ Хальберштадта.

Среди его трудов: комментарии к большинству из работ Аристотеля и к «Сумме всей логики» Уильяма Оккама, «Весьма полезная логика» («Perutilis logica»), «Софизмы» («Sophismata»), «Трактат о пропорциях» («De proportionibus», или «Tractatus proportionum»), «Трактат о широте форм» («Tractatus de latitudinibus formarum»), «О квадратуре круга» («De quadratura circuli»), «Тайны растений, камней и минералов» («Secreta de herbis, lapidibus et mineralibus») и др.

Различая логическую и фактическую истинность, Альберт Саксонский трактует логику как формальную дисциплину о принципах всякого знания, предметом которой являются не эмпирические, а абстрактные объекты – универсалии. При этом им производится разделение терминов на категорематические (categoremata), могущие быть субъектом, предикатом или частью дистрибутивного предиката (т.е. понятия, имеющие самостоятельный смысл), и синкатегорематические (syncategoremata), не могущие быть ни субъектом, ни предикатом высказывания (т.е. предлоги, союзы, частицы и т.п.). Альберт различает также материальную импликацию, выражающую фактическое следование, и импликацию формальную, выражающую следование логическое. Кроме того, он занимается проблемой семантических парадоксов (двусмысленных логических пропозиций), анализируя свыше 200-т случаев софизмов (sophismata) и используя при этом элементы математической логики.

В рамках естествознания Альберт Саксонский, – помимо поиска пропорциональной зависимости между скоростью, расстоянием и временем движения, – обсуждает гипотезу о приложимости теории импетуса (impetus) к обращению небесных сфер, согласно которой Бог творит мир как автономный механизм, чье движение исходит от первоначально сообщенной ему Богом запечатленной двигательной силы (virtus impressa). Решая вопрос о природе гравитации, Альберт замечает, что центры объема и тяжести тела не обязательно совпадают, и утверждает, что настоящим центром универсума является не центр объема Земли, но центр ее тяжести. Тяготение же есть стремление каждого тела – как части мирового целого, имеющей свой центр тяжести в центре мира, – соединиться с центром тяжести Земли. При этом Альберт отвергает гипотезу суточного вращения Земли вокруг своей оси и отстаивает тезис о единственности конечного универсума. Кроме того, затрагивая проблему смеси (mixtum), он полагает, что формы элементов, однажды включенные в материальную субстанцию, не пребывают в ней более ни сущностно, ни акцидентально, а возникновение новых качеств обусловлено самой субстанциональной формой. Альберт также среди первых установил, что эрозия – главная причина наблюдаемого очертания земной поверхности.

Лит.: De proportionibus. Bononiae, 1487; Sophismata. Parisiis, 1502 (repr.: Hildesheim, 1975); Perutilis logica. Venetiis, 1522 (repr.: Hildesheim, 1974); Quaestiones in artem veterem. Maracaibo, 1988; Twenty-Five Disputed Questions on Logic. Leiden, 2002; Тончайшие вопросы к книгам «Второй аналитики» Аристотеля. Кн. I, вопр. 3: Возможно ли, что мы нечто [научно] знаем? / Пер. Д.В. Смирнова // Философские акции. М., 2011. С. 226-242.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.