КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

герметический корпус

ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ КОРПУС (лат. Corpus Hermeticum) – свод текстов, авторство которых приписывается Гермесу Трисмегисту и составляет основу т. н. «высокого герметизма», т.е. содержат изложение религиозно-философских идей герметизма, в противоположность текстам «низкого герметизма», посвященным практическим магическим рецептам.

Легендарная история появления Г. К. возводит его к Древнему Египту. Согласно традиционной интерпретации, восходящей к авторам первых вв. н. э., тексты Г. К. старше сочинений Платона и Пифагора. Напр., Лактанций в «Божественных установлениях» пишет, что Гермес Трисмегист древностью превосходит всех философов, почитается египтянами в качестве бога, а его учеником был Асклепий. В действительности же появление текстов герметического корпуса относится к первым векам н.э. Филолог Исаак де Казобон, первым исследовавший этот вопрос в XVII в., относил их появление к I в. н. э. Большинство же современных исследователей датируют их II-III вв. н. э. В начале III в. Климент Александрийский пишет о существовании книг Гермеса, посвященных философии и медицине, хотя и не цитирует их, а уже к IV в. христианские авторы активно цитируют тексты Г. К.

Традиционно в состав Г. К. включается 18 текстов: 1) «Поймандр Гермеса Трисмегиста»; 2) без названия; 3) «Священное слово Гермеса»; 4) «[Слово] Гермеса Тату: Кратир, или Монада»; 5) «[Слово] Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»; 6) «О том, что Благо в одном Боге и нигде больше»; 7) «О том, что величайшее зло для людей – неведение Бога»; 8) «О том, что ничего из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»; 9) «О мышлении и ощущении»; 10) «Ключ Гермеса Трисмегиста»; 11) «Ум к Гермесу»; 12) «[Слово] Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»; 13) «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»; 14) «[Слово] Гермеса Трисмегиста Асклепию»; 15) текст отсутствует; 16) «Определения Асклепия царю Аммону»; 17) фрагмент без названия; 18) «О волнениях тела, сковывающих душу». К основному собранию текстов примыкают еще несколько работ, известных благодаря компиляции Стобея (VI в.). Среди них выделяют трактаты «Дева мира» или «Зрачок мира») и «Посвятительное слово». Последний дошел до нас в латинском переводе под названием «Асклепий». Тексты Г. К. были написаны разными авторами и в разное время и объединены в сборник около VI в.

Лит.: Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки / Под ред. П. П. Гайденко. М., 1997. С. 88-141; Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М.: Новый Акрополь, 2012; Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект. традициях IXIV вв. / Под ред. И. Т. Касавина. М.: Республика, 1996; Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000; Шабуров Н. В. Философия и миф в герметическом корпусе (Corpus hermeticum I, VI, IX) // Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. Ч. 2. М., 1982. С. 120–134; Copenhaver B. P. Hermetica: The Greek Corpus Hermeticum and the Latin Asclepius in a new English translation, with notes and introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

С. А. Панин

 


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Панин С. А.