КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

иоанниты, госпитальеры, мальтийцы

ИОАННИТЫ, ГОСПИТАЛЬЕРЫ, МАЛЬТИЙЦЫ - духовно-рыцарский орден. Основан в 1023 г. купцами из Амальфи (Южная Италия), построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим. После взятия крестоносцами в 1099 г. Иерусалима орден, оказывавший помощь раненым воинам, был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: «Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского». В силу этого членов ордена именовали госпитальерами или иоаннитами.

Предшественником центрального учреждения иоаннитов - госпиталя св. Иоанна Милостивого - были странноприимные дома, основанные в Палестине папой Григорием Великим, а затем госпиталь Св. Марии Латинской, основанный Карлом Великим «для всех христиан, говорящих по-романски». Между 1070-1080, когда Палестина подверглась нашествиям сельджуков, купец из Амальфи, Панталеоне Мауро, создал в Антиохии и Иерусалиме приюты для своих соотечественников. Они утратили свой узко национальный характер, когда крестоносцы овладели Палестиной. Рядом с госпиталем Мауро впоследствии вырос поглотивший его вскоре госпиталь св. Иоанна Милостивого. Известно имя его основателя – им был Герард. Булла папы Пасхалия II (1099-1118) давала право обществу выбирать своего главу и описывала уже существующую сеть его приютов: Сен-Жиль (Франция), Компостела [Сантьяго-де-Компостела ] ( Испания); в Италии: Асти, Пиза, Отранто, Мессина, Тарент [совр. Таранто].

Центральный госпиталь в Иерусалиме обслуживал до 2 тыс. больных; в первой фазе - это братство «слуг бедных», которых они называли своими «господами». В их состав входили врачи, хозяйственный и служебный персонал больниц и гостиниц и огромная армия «коллекторов»- собирателей милостыни, которую охотно давали христиане этой поры в замену собственного странствия в Св. Землю и за молитвы братства в Иерусалиме.

Наряду с организацией собственно ордена образовался институт «дарителей» и «собратьев»: все миряне, оказавшие помощь ордену, становились участниками некоторых привилегий ордена и возносимых им в Иерусалиме молитв.

Во второй половине 12 в. орден иоаннитов представлял собой настоящую державу с суверенным главою (с 1267 г. он носил титул великого магистра), избираемым общим собранием ордена, но пользующимся огромной властью над членами. Особенно властное положение занимал орден в Антиохии.

Прежнее одеяние - темный (черный, серый или коричневый) плащ из грубого сукна с белым четырехконечным крестом сменяется для рыцарей черным кафтаном и красным плащом с белым восьмиконечным крестом. В течение всего средневековья наблюдается непрерывный рост ордена. Владея большими имениями, распоряжаясь значительными военными силами, он пользовался всеми льготами внутри Церкви: его члены не подлежали юрисдикции местных епископов и приходских священников, они не подпадали действию местных интердиктов, они исповедовались своим священникам и погребались на собственных кладбищах.

После падения Иерусалима с 1191 г. центральное руководство ордена иоаннитов сосредоточивается в Акко [Акка]. В 1291 они утратили последние владения и замки в Палестине и переселились на Кипр, где им удалось создать сильный флот. В 1310 г. вызванные ими же нестроения вынудили иоаннитов переселиться на завоеванный ими о. Родос (откуда их новое имя - родосские рыцари). В 15 в. они успешно оборонялись от нападений египетского флота и отражали (под предводительством великого магистра Пьера д'0бюссона) нападение Мухаммеда II (1479 г.). Но в 1522 г. о. Родос был завоеван Сулейманом Великолепным. Переселившись с Родоса на Крит, с Крита в Мессину, затем в Байи и Витербо, руководство ордена получило, наконец, от Карла V в 1530 г. остров Мальту. (далее см. Мальтийский орден).

 

Лит-ра.

 

Акт об учреждении князем Михаилом Любомирским родового командорства в Великом приорстве Мальтийского ордена в Российской империи. Спб. 1798.

Акт об учреждении обер-камергером графом Николаем Шереметьевым двух командорств…в российском великом приорстве ордена св. Иоанна Иерусалимского. Спб. 1799.

Историческое сокращение державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. Спб. 1800.

Краевский Г. Краткое топографическое, историческое и политическое описание острова Мальты и Державного ордена св. Иоанна Иерусалимского. Ч. 1-2. Спб. 1800.

Черенков И. Н. История державного ордена св. Иоанна Иерусалимского. Ч. 1-2. Воронеж, 1803.

Антошевский И. К. Державный орден св. Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским, в России. Спб. 1914.

Печникова Р. Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем. М. 1990.

Перминов П. В. Под сенью восьмиконечного креста. (Мальтийский орден и его связи с Россией). М. 1991.

Император Павел Первый и Орден св. Иоанна Иерусалимского в России. Сб. ст. Спб. 1995.

Мальтийский орден в России. Спб. 1998.

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)