КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Время

вавилонское пленение

ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ – принудительное переселение части жителей Иудеи царем Навуходоносором II в своё Вавилонское царство. Согласно Библии переселение происходило в несколько этапов с 598 по 582 гг. до н. э. и являлось карательными мерами в ответ на отказ царей Иудейского царства платить дань и подчиняться Вавилонии. Каждая такая попытка сопровождалась уводом наиболее знатного и активного населения, в том числе и царя Иехонии (597 г. до н. э.), а в 586 г. до. н. э. сопровождалась разрушением Иерусалима и Первого Иерусалимского Храма. Увод населения непокорных областей был обычной практикой вавилонского царства, однако выселение затронуло в общем меньшинство населения Иудеи (приблизительно несколько десятков тысяч человек), в первую очередь придворных, священников и местную знать. Как указано в 4 -й книге Царств (25:12) «Только несколько из бедного народа земли начальник телохранителей (вавилонский наместник ) оставил работниками в виноградниках и землепашцами». По имеющимся библейским и вавилонским клинописным источникам вавилоняне не переселяли в Иудею другие племена, изгнанников не обратили в рабов, они могли владеть землёй, пользовались внутренней автономией и даже могли состоять на государственной службе. Среди переселенцев, сконцентрированных в основном в больших сельскохозяйственных поселениях, руководящую роль играли знать из потомков царской династии Давида, пророки, в частности, Иезикииль и Даниил, священнослужители и старейшины родов. Благодаря преданности традициям иудаизма, сохранению живого религиозного чувства, а также роли пророков и священников в духовном воспитании народа изгнанники не ассимилировались в более культурной среде. Более того, именно там у них исчезли последние следы язычества и идолопоклонства. О постоянной памяти об оставленной родине и стремлении возвратиться свидетельствуют и тексты псалмов, прежде всего, знаменитый псалом 137 «На реках Вавилонских». Вопреки языческой практике соседей иудеи отказались от жертвоприношений вне Святой Земли и заменили их молитвами. Тем не менее пребывание в В.П. оказало своё влияние на переселенцев. Они восприняли общераспространённый тогда на Ближнем Востоке арамейский язык, перешли на арамейский алфавит, вавилонские наименования месяцев вытеснили древнееврейские, стали использовать вавилонские имена, даже восходящие к именам вавилонских богов – Мардехей ( Мардук), Есфирь, Эсфирь (Иштар). В.П. закончилось после декрета завоевавшего Вавилон персидского царя Кира в 538 г. до н.э. о разрешении желающим вернуться на родину и восстановить Иерусалимский Храм. Этим же указом иудеям была возвращена храмовая утварь и выделены средства для оплаты расходов на восстановление Храма. За это Господь даже именует Кира, «помазанником Своим» (Исайя 45:1). В том же году первая группа иудеев отправилась в Иерусалим. Оставшиеся образовали вавилонскую общину, ставшую впоследствии многочисленной и творчески весьма плодотворной иудейской общиной Месопотамии. Литература. Б. А. Тураев. История Древнего Востока. М. 1936; Вавилонское пленение//Еврейская энциклопедия. СПб. 1908–1913. Репринт М. 1991; Пленение Вавилонское//Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.