КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Универсалии

всеобщее

Всеобщее

ВСЕОБЩЕЕ — онтологически — основная категория философии диалектико-логического типа (гегельянство, марксизм), а как тенденция определенного способа мышления — но­воевропейской метафизики в целом. Комплексная интерпретация (онтологическая, гносеологическая, логическая, историко-философская и философско-историческая) понятия В. дана Гегелем. От него она перекочевала в советский марксизм, где ее проблематика разрабатывалась в рамках диалектической логики (категории диалектики, их система и методологический статус и т. п.) Батищевым, Библером, Иль­енковым. «Оригинальность» советского толкования В. не в новизне логико-катего­риального содержания, а в специфической расстановке смысловых акцентов.

В гегельянстве В. выступает как главное определение Абсолюта: Истина есть В. Соответственно В. — предмет философии. В диалектическом материализме Абсо­лют — это материя, однако содержание его раскрывается почти как калька с геге­левского В., разве что со знаком минус, имеющим, скорее, идеологический или психологически-оправдательный смысл — не украл, а преобразовал (революция — не грабеж, а «экспроприация»). Онтологически характеристика Абсолюта как В. озна­чает, что абсолютное мыслится как универсальная связь явлений, закон Космоса, «Формула» мироздания. Этически — это признание государства как системы законов и институтов первичнее гражданина. Гносеологически — дает понимание Истины как мыслительно (разумно, интеллектуально) — конкретного — богатства многих опре­делений, организованных в систему. Логически — что Истина предполагается на стороне предикатов, а не субъектов суждения как способа разумного отношения к предмету: субъект суждения — пустое, небытие, которому мысль дает содержание — бытие, определенность.— Марксизм, хотя в теории и утверждает обратное, на прак­тике поступает именно согласно сказанному, переделывая реальность в соответствии со своими представлениями о ней.

В диалектико-логической философии В. (материя, идея) является субъектом раз­вития. Поскольку последнее понимается новоевропейским сознанием в качестве универсальной характеристики бытия и познания, и даже смысла существования (см. Прогресс), постольку В. оказывается его сердцевиной, квинтэссенцией (причем буквально «пятой сущностью», которой не было в Аристотелевом учении о четырех причинах в «Метафизике» и на основе которой Гегель «демократически уравнял» формальную, движущую и целевую причины). Получается, что не развитие содержит в себе момент всеобщности, а В. развивается, не мир несет в себе «рацио», формулу, закон, а формула (Абсолютный разум, материя) разворачивает бытие из себя как функцию, включая и ее наглядно-графическое (пространственно-временное) изоб­ражение (по Гегелю, пространство и время — инобытие идеи, по Энгельсу — формы существования материи). Поэтому Гегель в истории и природе видит логику кате­горий, Кант — их проекцию как форму деятельности рассудка на реальность, а Маркс повсюду усматривает логику отношений собственности, ее превращенные формы. В. развивается, обособляя из себя единичное, «отпуская его на свободу», дабы снова вернуть в лоно своей тотальности, обогатив себя; В.— конкретно, единичное — аб­страктно. Абсолют, вечность, есть бесконечная деятельность (действительность) са­мообогащения через самоопределение, активность аккумуляции духовной энергии, идеального содержания (или новых форм развития материи).

Интересно, что из многообразной тематики В. советский марксизм воспринял проблему абстрактного и конкретного В., чем бессознательно выразил основную практическую задачу советской истории — как тоталитарному государству сделать себя богатым и процветающим, не утратив своей тотальности, т. е. сохранив еди­ничное абстрактным (граждан — бедными).

Способ философствования, избирающий В. в качестве своего принципа, есть выраженный в мысли, объективированный дух определенной эпохи — Нового вре­мени. В истории этот дух выражается как стремление к новым временам («Время — вперед») и как жажда новой структурности, новой гармонии («нового порядка»), новой действительности (свершений и совершенств), новых форм самоорганизации жизни. В стихии этого духа знание ощущается как сила и продолжается волей к ее применению, которая доходит до насилия над реальностью, знание о которой пред­полагается, по сути, исчерпывающим. Соответственно как практический принцип В. реализуется в качестве деятельности по внедрению нового порядка в реальность, которая представляется неорганизованной (хаотичной, неправильной) или устарев­шей, на основе определенного теоретического знания. В России этот дух наиболее характерно выражен большевистской деятельностью тотального обобществления. В русской религиозной философии идейная оппозиция духу В. высказана через понятие Всеединого.

 

Д. Бурлака

Вестник РХГИ № 2/ 1998. С. 187-189

 


Теги:  морфология культуры, базовые понятия религиоведения
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Богатырёв Д. К.