КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Единичное

Единичное–особое–всеобщее – опорные категории разумного мышления. Поскольку категории выступают рамочными понятиями мысли, указанная триада может использоваться в качестве матрицы более детальных классификаций и рубрикаций. Вопрос об отношении категорий к «вещам самим по себе» не имеет однозначного решения. В истории философии сложились две традиции истолкования онтологической значимости категории – реалистическая и номиналистическая. Номиналистическая понимает категории как формы мысли и речи. Этот подход обозначен уже Аристотелем в трактате «Категории», но его позиция в целом богаче. Сторонники этого подхода (скептики, схоласты-номиналисты, эмпирики и позитивисты) отрицают онтологический статус категорий, либо считают этот вопрос неразрешимым (кантианство). Реалистичная традиция (Аристотель, схоласты-реалисты, Лейбниц, Гегель, диалектический материализм) трактуют категории как базовые структуры самого сущего, «всеобщие формы бытия и мышления». Единичному-особенному-всеобщему соответствует триада: индивид – вид – род.

Важно отметить еще одну методологическую оппозицию уже в понимании внутренней связи членов триады – формально-логическую и диалектическую. В первом случае мы абстрагируемся от содержания, тогда единичным могут быть и качества, и вещи, и субъекты, а общее может быть как существенным, так и случайным. Во втором случае всеобщее – генетический принцип, закон, живущий в проявлениях, а единичное, как писал Гегель, «соотносящаяся с собой конкретная определенность»: вещь, живое существо, личность. Диалектический подход получил продолжение в советской философии (В. Библер, Э.Ильенков, В.Лекторскийи др.).

Полюсы триады - единичное и общее, или - «этость» и «чтойность». Специфическое (особенное) выступает связующим звеном данных противоположностей. Из средневекового номинализма выросли эмпиризм, позитивизм, экзистенциализм. Они в разных смыслах утверждают приоритет конкретного «этого», которое выступает носителем «абстракций» - свойств, качеств, признаков, в устойчивой комбинации образующих сущность. Диалектикологический подход настаивает на примате общего: всеобщее «отпускает единичное на свободу» – развивается. Акцент на онтологическом значении личности, а также на таком специфическом виде единичного сущего как событие был сделан экзистенциализмом. Оставляя в стороне вопрос о примате единичного и общего, мы постараемся использовать сильные стороны обеих позиций, отдавая предпочтение диалектической и персоналистической.

Сказанное определяет значение и состав единичного в Энциклопедии.

Единичное суть:
1. Субъекты
1.1 Реальные исторические деятели в культуре и религии
1.2 легендарные (Гермес, Гильгамеш)
1.3 вымышленные (Гамлет, Дон Кихот)
1.4 мифологические (боги языческих религий)

2. События, вызвавшие значительные изменения в культуре, религии, философии
2.1 Рождество и Воскресение
2.2 Войны и революции
2.3 Основания и уничтожения
2.4 Разделения и воссоединения

3. Произведения, значимые для религии и культуры в духовном плане
3.1 Священные книги (Авеста, Библия, Коран)
3.2 Теологические и философские трактаты (Сумма теологии)
3.3 Литературные произведения (Божественная комедия)
3.4 Произведения художественной культуры

4. Учреждения
4.1 Платоновская академия
4.2 Синод
4.3 Вольная академия духовной культуры

5. Проекты
5.1 Журналы
5.2 Движения
5.3 Конференции

Возможны и другие, пока менее очевидные, рубрики для наполнения портала «сущностями первого порядка». Важно, чтобы этот информационный план был выстроен в свете «сущностей второго порядка», т.е. особенного – направлений и школ. Специфичность того или иного единичного и выявляется в сопоставлении с другими на фоне группы особенностей. Значение всеобщего состоит в придании генетической целостности всему массиву единичного и особенного в областях культуры, религии и философии.

Самой объемной задачей является персонологическая – анализ выдающихся культурных и религиозных деятелей. Более оригинальным представляется исследование духовно нагруженных образов и мифов – Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот.

Произведения, учреждения и проекты освещаются избирательно, по мере наполнения Портала контентом. Эти статьи призваны придать проекту оригинальную огранку.

Наибольшая информационная глубина открывается разделом «События». Традиционно энциклопедии обращены к статике, освещая персоны, факты, концепты. Насыщение событийного ряда придаст Summe темпоральную динамику, сделав ее саму событием.