КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Персоналии

Абхишиктананда

АБХИШИКТАНАНДА (ABHISHIKTĀNANDA) СВАМИ (в миру Анри Лё Со) (1910 – 1973) – французский теолог и ориенталист, один из пионеров индуистско-христианского диалога и основоположников движения межрелигиозных ашрамов в Индии

АБХИШИКТАНАНДА (ABHISHIKTĀNANDA) СВАМИ (в миру Анри Лё Со) (1910 – 1973) – французский теолог и ориенталист, один из пионеров индуистско-христианского диалога и основоположников движения межрелигиозных ашрамов в Индии. Монах ордена св. Бенедикта (с 1929), католический священник (с 1935), основатель первого католического монастыря индуистского типа. Один из возможных переводов индуистского монашеского имени А. (Abhishiktānanda) с санскрита - “блаженство помазанника”.

В августе 1948 вместе с о. Жюлем Моншаненом Лё Со основывает первый в истории индуистско-христианский ашрам Шантиванам (Юж. Индия, Тамилнаду). После встречи 24.01. 1949 с Раманой Махарши его взгляды начинают эволюционировать в сторону адвайта-веданты. Он предаётся уединённому созерцанию в гротах горы Аруначала, становится учеником индуистского гуру Свами Джнянананды Гири, который подтверждает его санньясу (отречение от мира) и монашеское имя. В начале 1960-х А. переселяется в Гималаи, ведёт образ жизни отшельника, совершает пешие паломничества по святым местам Сев. Индии (Ганготри, Бадринатх, Алмора и пр.) и окончательно утверждается в истинности адвайты: «Это знание – эхо глубин человеческого сердца, которое несёт послание любви, самопожертвования и истинных взаимоотношений. Это послание божественности каждой личности… Человек, измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством, возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами» (из дневников А.). В октябре 1971 А. обосновывается со своим учеником Марком Шадюком в ашраме Пхулчатти (недалеко от Ришикеша). Летом 1973 А. испытал то, что он назвал «опытом пробуждения» в индуистском смысле. Экстаз сопровождался сердечным приступом, и спустя полгода (7.12.1973) А. умирает в Индоре.

Взгляды А. развивались в течение всего его пребывания в Индии В первые десятилетия своего пребывания в Индии он верил, что Христос – «единственный Спаситель» и естественный финал развития человеческой духовности, но уже в начале 1970-х Христос оказывается для него лишь одним из символов адвайтистского пробуждения: “Христос – это совершенный символ пробуждения – но ведь и Кришна, Рама, Шива и Будда тоже!” (запись в дневнике от 2.07.1971).

Жизнь и наследие А. получили высокую оценку многих видных деятелей как индуистской, так и христианской религий.

Соч.: Гуру и ученик. М., 2012; The Mountain of the Lord: Pilgrimage to Gangotri. Bangalore, 1966; The Further Shore. Delhi, 1975.

Лит.: Демченко М. Б. Путь Сатчитананды. М., 1998; Davy M-M. Henri Le Saux – Swami Abhishiktananda. Le passeur entre deux rives. Paris, 1981; Swami Abhishiktananda: The Man and his Message / Ed. by Vandana Mataji. Delhi, 1986; Stuart J. Swami Abhishiktananda: His Life Told through his Letters. Delhi, 1989; Du Boulay Sh. The Cave of the Heart: The Life of Swami Abhishiktananda. Maryknoll, 2005.

М. Б. Демченко


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Демченко М. Б.