КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Персоналии

Курганов Ф. А.

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Курганов Федор Афанасьевич. 18.04.1844, ? – 01.09.1920, Казань. Византолог, историк Церкви. Родился в семье сельского священника Пензенской губернии. Окончил духовное училище и Пензенскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию, наставником К. в академии был канонист И.С. Бердников. В 1870 г. К. закончил Казанскую духовную академию со степенью магистра за диссертацию: «Устройство управления в церкви Королевства Греческого» (Казань, 1872) и занял кафедру общей церковной истории, позднее, в результате конфликта с академическим начальством, К. перешел в Казанский Императорский Университет (с 1885 года). С 1910 г. К. был утвержден заслуженным ординарным профессором Казанского университета, где прослужил до конца жизни. Центральный труд К. «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи» стал своего рода продолжением размышлений Бердникова об истории церковно-государственных отношений в позднем Риме и Византии (диссертация «Государственное положение религии в римско-византийской империи»). Если анализ Бердникова основывался на исследовании права в Византии, К. учитывал весь спектр источников. На этом пути Курганов постарался избежать однозначности в трактовке византийской модели, например, как «цезарепапизма» (подобная позиция была представлена в русской византологии Н.С. Суворовым). Претензии КПольских патриархов на роль «восточных пап» (что подспудно предполагает западный путь развития церкви как нормативный и просто неудавшийся в Византии) также не рассматривались Кургановым как доминирующее направление «византизма». Согласно К., уникальность византизма в том, что, на момент признания христианской церкви Константином, и римское государство, и церковь с ее внутренним строем и правосознанием, представляли собой сложившиеся и вполне самостоятельные образования. Двуединство или сформулированная в период правления Юстиниана симфония – основа политическо-правового и церковно-канонического своеобразия Византии. В этом пункте трактовка К. сближалась с византизмом К. Леонтьева, но если Леонтьев исходил из интуиции, эстетического переживания Византии, К. предложил обоснование двуединства священства и царства в его историческом генезисе. В круг интересов К. входила и традиционная для Казанской духовной академии проблематика (миссия и апологетика, в том числе и среди мусульман). В 1878 г. вышла «Заметка к вопросу о византийской противомусульманской литературе», в этой работе К. дал обзор византийских представлений об исламе, таким образом, и здесь ученый-византинист стоит у истоков новой для того времени отрасли византологических исследований. Последний, незавершенный труд К. был посвящен личности императора Константина Великого. В 1913 году на праздновании в Казани 1600-летия Миланского эдикта он произнес речь, вышедшую в том же году отдельным оттиском. Над обширной монографией, посвященной первому императору-христианину, К. работал вплоть до 1920 года. Материалы его работы, по-видимому, не сохранились.

Лебедева Г.Е. Забытая глава в истории русского византиноведения. Вестник СПбУ. Серия 2. Выпуск 1 (№2), СПб., 2000.

Соколов И. Ф.А. Курганов // Византийский временник. Том XXIV (1923-1926). Л., 1926. С. 103-104.

Заливалова Л.Н., Лебедева Г.Е. Из истории русской церковно-исторической науки. Ф.А. Курганов (1844 – 1920) // Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. Иваново, 1998.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.