КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Персоналии

Сен

СЕН (SEN) КЕШОБЧОНДРО (1838–1884) – индийский реформатор и мыслитель. Родился в вишнуитской небрахманской семье, получил английское образование и испытал серьёзное влияние христианства. С 1858 г. входил в Брахмо самадж, где вёл широкую общественно-просветительскую деятельность, развивал идеи универсализма и расширения спектра социальных реформ (всеобщее образование, социальное освобождение женщин, «религиозная война против кастовой системы»). Стремление С. преодолеть индуистский характер организации и отношение к кастам вызвало раскол и появление «Всеиндийского Брахмо самаджа». В 1870 посетил Англию и основал Индийскую ассоциацию реформ. Способствовал принятию британскими властями закона о гражданском браке (1872), позволявшем регистрировать межкастовые союзы и закрепившем минимальный брачный возраст (14 и 18 лет для невесты и жениха). Непоследовательность С., выдавшего свою 14-летнюю дочь за 16-летнего раджу Куч-Бихара, спровоцировала новый раскол в 1878. Сторонники С. вошли в его «Нобобидхан Брахмо самадж», где пытались синтезировать мистические практики Востока с западной рациональностью и «духом науки». В последние годы жизни С. испытал сильное влияние Рамакришны.

В онтологии С. преобладают библейские мотивы: Брахмана<#whitespace />вед и веданты он отождествляет с Иеговой и Логосом, создавшим вселенную с её красотой, гармонией и жизнью; высшей точкой творения является рождение Христа как кульминация божественной человечности. Смысл бытия человека С. истолковал как любовь к Богу, которая проявляется в служении миру. Называя учение Христа универсальным, С. считал его последователем каждого, кто ведёт борьбу с грехом, страданием ближних и всеми видами зла «в сердцах и в обществе». Поэтому индийцы должны освоить христианский дух самопожертвования и всепрощения. С. говорил о возрождении чистого исконного индусского монотеизма (веры в живого, вечного, всемудрого и всемилостивого личного Бога) и древних идеалов, ценностей и прав. Но предлагаемая им «монотеистическая церковь» должна была реализовать «универсальное братство людей» независимо от вероисповедания.

Социально-философская мысль С. пронизана мотивами равенства, социальной справедливости, совершенствования человека для преобразований в обществе. Исходная точка «индийской реформации», по С., есть укоренённость преобразований в самом обществе без утраты национальной самобытности. С. отстаивает синтез индийских традиций с западными достижениями в интеллектуальной, социальной и культурной сферах и наследием христианства с его порывом к совершенствованию общественного устройства, синтез религии, рациональности и науки. Для этого требуется разрушение предрассудков, изживание старых обычаев и системы каст в общеиндийском масштабе. Идеи прав личности, межрелигиозного братства и величия трудящегося народа, обеспечивающего благосостояние страны предвосхищают идеи Вивекананды и М. К. Ганди.

Соч: Keshub Chunder Sen in England. Diary, Sermons, Addresses and Epistles. Calcutta, 1938; Sen K. Ch. Lectures in India. Calcutta, 1954.

Лит.: Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. Borthwick M. Keshub Chunder Sen: A Search for Cultural Synthesis. Calcutta, 1977.

Скороходова Т. Г.


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Скороходова Т. Г.