КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Категории

традиционализм

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ – школа мысли, основанная на постулате о существовании единой метафизической примордиальной традиции, из которо

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ. 1) В наиболее широком смысле, мировоззрение, основанное на традиции, либо приверженность традиционным ценностям.

2) Разновидность консерватизма, созданная в конце XVIII в. Ж. де Местром, для которой характерно полное отрицание идей Французской революции и стремление к реставрации феодальной монархии. Представители – Ж. Доносо Кортес, Л. де Бональд и др.

3) В католицизме – направление, не признающее нововведения II Ватиканского собора (1962–1965). Яркий представитель – М. Лефевр.

4) Интегральный традиционализм (перенниализм, от латинского perennis – вечный) – школа мысли, основанная на постулате о существовании единой изначальной (примордиальной) Традиции, содержанием которой являются высшие сакральные знания, полученные некогда путем откровения свыше, а также институты и организации для передачи такого знания. Все аутентичные религии, духовные и эзотерические учения – формы этой изначальной традиции. Ф. Шуон использует понятие «вечной религии» (лат. Religio perennis), составляющей потаенную основу каждой ортодоксальной религии. Каждая историческая форма традиции состоит из экзотерической и эзотерической частей. Первая включает обряды, правила морали и догматическую теологию. Она, в отличие от эзотерической составляющей, не дает возможности выйти за пределы человеческого состояния. Последняя, собственно, и относится к Традиции. Так, согласно Р. Генону, в индуизме экзотеризм и эзотеризм нераздельны, в китайской традиции эзотеризм – это даосизм, в иудаизме – каббала, в исламе – суфизм. Христианство одни традиционалисты (Р. Генон, Ю. Эвола) считают чисто экзотерической религией, а к западному эзотеризму относят герметизм, розенкрейцерство и т. п. Другие традиционалисты (Ф. Шуон, Дж. Катсингер) признают существование эзотерического измерения в христианстве (например, исихазм).

С этой точки зрения традиционное («метафизическое», т. е. сверхрациональное знание божественного) знание противопоставляется философии как знанию человеческому. Оно передается исключительно путем инициации – передачи духовного влияния, изменяющего онтологический статус человека и открывающей ему путь к высшим, сверхиндивидуальным состояниям, и, в конце концов – к «метафизической реализации», единению с Абсолютом. Инициация бывает «горизонтальной» (осуществляемой в рамках определенной организации) и «вертикальной» (непосредственное откровение свыше). С точки зрения Т., все формы традиции равноценны и ведут к одной цели («трансцендентное единство религий», по Ф. Шуону), однако смешивать их доктрины нельзя, поэтому традиционалист, как правило, должен принадлежать к одной из ортодоксальных религий (список таковых, однако, различен у различных авторов). Это одно из основных отличий Т. от теософии Е. П. Блаватской, «Нью эйдж» и различных синкретических НРД, которые традиционалисты объединяют под названием неоспиритуализма и рассматривают как псевдо- или контринициатические.

Согласно Т., основным законом истории является не прогресс, а, напротив, деградация, постепенное забвение традиционного знания. Он выражается в четырех фазах космического цикла: золотой, серебряный, бронзовый и железный века (или, в терминах индуизма, сатья-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга). После завершения цикла снова наступает золотой век. Современная эпоха рассматривается как кали-юга, в связи с чем Т. подвергает суровой критике ее ценности – веру в научно-технический прогресс, материализм, рационализм, приоритет количества над качеством и т. п.

Хотя идеи единства всех духовных традиций можно найти в учениях Индии, Китая, неоплатонизме и др., Т. в собственном смысле слова был основан в 1920-х гг. Р. Геноном. Представителями Т. являются также А. Кумарасвами, Ф. Шуон, Т. Буркхардт, М. Паллис, С. Х. Наср и др. Особое направление Т. – «политический Т.», смыкающийся с идеями консервативной революции (Ю. Эвола). М. Седжвик различает «жесткий» и «мягкий» Т., относя к первому Р. Генона и его последователей, а ко второму – М. Элиаде (хотя последний не считал себя традиционалистом). В России идеи Т. получили распространение, начиная с 1990-х гг., благодаря работам А. Г. Дугина, Г. Дж. Джемаля, Ю. Н. Стефанова, Е. В. Головина, альманаху «Волшебная гора».

Помимо эзотерической мысли, Т. оказал влияние на развитие религиоведения (М. Элиаде, Х. Смит), в частности, на изучение ислама и суфизма (В. Читтик), индуизма (А. Кумарасвами), христианства (Дж. Катсингер), символизма в религиозном искусстве (Т. Буркхардт).

Лит. и соч.: Быстров В. Ю. Человек в мире традиции. Великий Новгород, 2001; Дугин А. Г. Философия традиционализма. М., 2002; Стефанов Ю. Н.<#whitespace />Рене Генон<#whitespace />и<#whitespace />философия традиционализма<#whitespace />// Вопросы философии. 1991. № 4. С. 31-42; Шуон Ф. Очевидность и тайна. М., 2007; Nasr S. H. Knowledge and the Sacred. Albany, 1989; Quinn W. The Only Tradition. Albany, 1996; Schuon F. De l'Unité transcendante des Religions. Paris, 1948; Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York, 2004; The Unanimous Tradition. Essays on the essential unity of all religions / Ed. by R. Fernando. Colombo, 1991.

С. В. Капранов


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Капранов С. В.