КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Универсалии

единое

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

ЕДИНОЕ — фундаментальнейшее понятие для платонизма и античной философии в целом. У самого Платона трактуется в диалоге «Парменид» как некий абсолютные денотат предикаций, не сводимый к субъекту в субъектно-предикатной структуре суждения. Как таковое, единое является и пустой формой, под которую может быть «подставлено» любое понятие, и непредицируемым, а потому трансцендентным (по крайней мере в гносеологическом плане) основанием для любого рода предикаций (то есть не субъект-подлежащее, а то, что создает саму логическую субъектность), и онтологической реальностью, превосходящей любую идею\понятие о нем.

Начиная с Древней Академии Единое однозначно отождествлялось с Благом диалогов «Филеб» и «Государство» и стало выступать также как порождающее начало, как до-бытийное семя сущего (Спевсипп).

Наиболее полное учение о Едином мы встречаем в неоплатонизме. Здесь Единое-Благо выступает запредельной целью любого познавательного, жизненного, бытийного опыта. Как предмет незнания оно — 1) не предикат (то есть мы вовсе не прилагаем к опыту, как это считали стоики, единое в качестве предиката), 2) не субъект, так как субъектом выступает всегда нечто (субъект предполагает предикат; непредицируемый субъект — нонсенс). Иными словами, единое — то, что является и целью познания, и силой, созидающей границы знания, оборачивающей последнее на себя.

Как предмет жизненного опыта оно — спасительное, мистериально «насыщающее» начало. Здесь единое выступает и как объект религиозного опыта.

Как подоснова бытия, единое есть порождающий, в «бездеятельном деле» создающий все Отец сущего, сам превосходящий как Сущее, так и Не-сущее. Оно — не ипостась, не имеет сущности, не есть знание, выше вечности и т.д.

В Афинском неоплатонизме единое понималось уже как второй момент созидательного кенозиса Начала. Единое — это все-таки абстрактное «что», которому ничего не противостоит, но на которое мы все-таки указываем (как на непереходимую границу мышления, например). Его превосходит абсолютно запредельное Таинственное Начало.

От единого следует отличать единое сущее.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.