|
Проекты, учреждения тамплиерыТАМПЛИЕРЫ или храмовники (франц. templiers, лат. templum), духовно-рыцарский орден, основанный французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Орден тамплиеров был основан в 1119 г. восемью бургундскими рыцарями во главе с Гуго де Пейном (ск. в 1136 г). Тамплиеры принесли обеты бедности, целомудрия, послушания и защиты паломников и местных христиан от мусульман. Свое название орден получил после того, как король Балдуин (Бодуэн) отвел рыцарям в Иерусалиме резиденцию возле места, где, по преданию, находился храм Соломона. Устав ордена тамплиеров в своей основе принадлежит Бернарду Клервоскому, который пропагандировал их в своих литературных произведениях. В своей «Похвале новым сонмам борцов» (1128 г.), Бернард Клервоский характеризует их так: под защитой веры они пребывают в полной безопасности, не страшась «ни дьявола, ни человека, ни смерти», но желая умереть, чтобы в сражении за Бога победить врагов Креста Христова. У цистерцианцев они переняли и белый плащ; позднее с красным крестом. Основной принцип внутренней организации тамплиеров - деление на (знатных) рыцарей, капелланов и служащих братьев – был утвержден папой Иннокентием II (1139 г.). Военная деятельность ордена получила преобладание над монашеской; тамплиеры приобрели славу неустрашимых воинов. Благодаря тамплиерам, через литературу, с конца XII в. воспевавшую героические подвиги рыцарства, образ сражающегося христианского воина живо запечатлелся в сознании западноевропейских народов. Силы ордена, ставившего себе задачей упрочить положение основанных на Востоке христианских государств, постепенно росли. В 1128 г. на синоде в Труа, при содействии св. Бернарда, был выработан устав тамплиеров и орден получил санкцию со стороны папы и иерусалимского патриарха. Под белым плащом, который, согласно предписанию папы Евгения III, был украшен красным крестом, тамплиеры носили оружие и латы. Как защитники Церкви они пользовались особым расположением Римской курии, наделившей их целым рядом привилегий, которые вместе с огромными земельными владениями, пожертвованными им различными государями, давали ордену и материальное, и политическое могущество. В 1163 папа Александр III издал буллу, делавшую тамплиеров независимыми от властей светских и духовных, за исключением папской; имения тамплиеров были освобождены от церковных десятин; священники орденских церквей были изъяты из епископской юрисдикции. Орден состоял из троякого рода членов: 1) рыцарей - полноправных членов ордена, которыми могли быть только лица знатного происхождения, 2) клириков, отправлявших богослужение в орденских церквах, и 3) служителей, заведовавших хозяйственными делами ордена. Во главе ордена стоял великий магистр, имевший резиденцию в Иерусалиме и избиравшийся рыцарями из их же среды. Делами ордена он управлял при помощи совета или капитула; ему были подчинены магистры провинциальных капитулов, находившихся во Франции, Англии, Португалии, Арагоне, Венгрии и др. странах, где тамплиеры пользовались неодинаковым политическим значением; так, в Португалии, куда тамплиеры были приглашены в 1128 г. Альфонсом I, желавшим воспользоваться их услугами в борьбе против мавров, они подчинялись королевской власти. В 13 в. численность рыцарей достигла 15 тысяч. Папство неоднократно использовало тамплиеров в борьбе с ересями и народными восстаниями. Неудачи крестовых походов отразились на судьбе тамплиеров. Значительная часть их поселилась во Франции. При Филиппе IV Красивом, с завистью смотревшим на богатство и могущество ордена, против тамплиеров был возбужден инквизиционный процесс по обвинению их в манихействе. 13 октября 1307 г. все тамплиеры, жившие во Франции, были арестованы, в том числе и магистр ордена Жак де Моле. Парижский парламент и университет признали обвинения доказанными. Рыцари, обвиненные в ереси, с Жаком де Моле во главе приговорены были к смертной казни и в мае 1310 г. сожжены на костре. Имущество тамплиеров было передано иоаннитам и в королевскую казну. В 1312 г. папа Климент V упразднил орден тамплиеров.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |