|
Философия Философия. Энциклопедия.Философия – форма познания и творчества, имеющая черты сходства и отличия с религией, наукой, искусством и моралью (более опосредованно идеологией), но не сводимая без остатка ни к одному из этих своих культурно-исторических коррелятов. В Новое время Ф. обычно соотносят с наукой, понимая под таковой одну из или всю совокупность положительных (частных, конкретных) наук. Такой ход возможен, но он имплицитно содержит редукционистское искажение самого существа философского творчества. Ф. изначально развивается на пересечении религиозного мироотношения с рациональным дискурсом. Она – «наука о божестве» (Аристотель), «amor Dei intellictualis» (Спиноза). Предмет Ф. – «Бог, свобода и бессмертие» (Кант). Ф. роднит с религией само влечение (эрос по Платону) к Абсолютному. Именно благодаря отношению к Иному Ф. оказывается разновидностью радикального опыта – «мышлением на пределе возможного» (Е.Трубецкой). Предметная функция Ф. религиозна. Даже в атеистических - материалистических, стохостических, нигилистических системах религиозность сохраняется, приобретая извращенную форму: функции бога фактически исполняет некий идол – материя, случай, хаос или ничто. В агностических и позитивистских концепциях Абсолютное выступает как нечто непостижимое (Непознаваемое Спенсера), хотя некая непроговариваемая интуиция всеобщего все-таки присутствует. При большей или меньшей предметной близости к религии Ф. по форме своего отношения к искомому вовсе не религиозна. Дело не только в различии между верой и разумом, которое актуально преимущественно для монотеистических религий. Даже и для Ф., признающей Бога, не аттрибутированы благочестие (молитва, пост), ритуал и культ, без которых религия не состоятельна. Рациональное и интуитивное мышление присутствует в религии как один из элементов, Ф. же представляет собой мышление по преимуществу. Хотя Ф. не исключает экзистенциального опыта переживания смертности и размышлений о вечности, таковые, во-первых, вовсе не обязательно приводят к Богу, а во-вторых, для собственно Ф. образуют только предпосылку (субъективную склонность). Воля к рациональности сближает Ф. с наукой. В Древности положительные науки и Ф. росли из одного корня, но синкретизм давно утрачен, а под науками ныне подразумеваются естественные, математические, технические, гуманитарные. Их предметные области различны, но формально-методологическая общность имеется. Научное знание по своей форме обосновано, доказательно, опосредовано, систематично, методично, транслируемо. Ф., взятая в ее основной тенденции, стремится быть наукой. И по форме, как правило, является таковой. Концепции таких исключений как Ницше, Кьеркегор или Бердяев, внешне «антинаучны», но внутренне систематичны и аргументированы. Предметная же близость Ф. и положительных наук проблематична. Частные науки изучают группы явлений в пространстве и времени с целью постижения их сути или закона. Они обречены на партикулярность, и вопрос о вечности остается открытым. Ф., если решается обобщать до предела, оказывается мышлением о всеобщем. В таком смысле, очерченном Аристотелем и систематизированном Гегелем, Ф. – наука по преимуществу. Она же - и мышление по преимуществу, поскольку делает предметом познания сам процесс мысли, выступая «мыслящим себя мышлением». Анализ предельных понятий (трансценденталий, категорий), таких как: пространство, время, сущность, - дает возможность состояться Ф. в качестве мышления о мире под знаком вечности, sub specie aeternitatues. В религии мышление нисходит из вечности во время, в научном познании оно, на этапе философских обобщений, поднимается к вечности. Для Гегеля и большинства идеалистов мышление божественно, поэтому Ф., познавая мысль, постигает Бога. Однако указанное восхождение к трансцендентному может не состояться, если мышление приписывается исключительно человеку (кантианство, позитивизм) или вообще никому не аттрибутируется, оставаясь «просто мышлением» (Гуссерль). Саморефлективность – неотчуждаемый элемент философского творчества, отличающий его и от религии, и от положительных наук. Этим обстоятельством можно воспользоваться: позитивизм и феноменология оставляют метафизическую сферу первой, а физическую - вторым, ограничивая Ф. познанием познания. Благо, что сама Ф. этим не ограничивается. Мысля мышление, Ф. делает предметом его субъекта – личность. Именно в Ф. человек познает себя перед лицом вечности силами собственного разума. Явная или скрытая экзистенциальность, роль интуиции, оценочность познания и духовно-практический характер сделанных выводов роднят Ф. с искусством и моралью. Ф. – всегда дело личности и личное дело. Философское знание в отличие от научно-объективного, персонифицировано и оценочно. Философские оценки имеют экзистенциальные последствия. Теоретически Ф. есть искусство мышления, а практически – жизни. Философствуя, человек лепит, рисует или композирует свою судьбу. В этом процессе он периодически встает перед выбором, а значит отвечает себе на вопрос о добре и зле. Этика – неотчуждаемый момент Ф., в ней разум анализирует содержание, которое обычным моральным сознанием принимается как данное. Тем не менее, Ф. к этике не сводится. Претензия же Маркса редуцировать Ф. к идеологии не более состоятельна, чем попытка Канта вывести религию из морали. Концептуальная метафора «Культурного древа»делает более или менее наглядным место Ф. «между» культурой и религией. Ф. представляет собой не имеющий строгой локализации элемент духовной жизни эпохи, обеспечивающий инфообмен между наукой, искусством, обществом и религией. Она - «Дух эпохи, выраженный в мыслях» (Гегель). Сказанное определяет структуру Ф. Единичное в Ф. суть события, люди, их произведения. Особенное в Ф. связано с ее внутренним строением, историческим развитием и географической локализацией. Единых общепринятых представлений о морфологии Ф. нет. Мы используем триединую модель строения философского знания: онтология – гносеология – аксиология. По каждому из разделов выстраивается анализ категорий и проблем: бытие и ничто; опыт и интуиция; добро и зло. В отношении к этим вопросам формируются школы и направления. Всеобщее в Ф. выступает в максимально рационализированной форме. Таковы категории, трансценденталии, ценности и универсалии. Наука, изучающая Ф. в указанном аспекте, - это сама Ф. |