|
Культурология Культура. Энциклопедия.Культура в самом широком значении представляет собой мир человека, совокупность плодов познания и творчества людей. Она есть такое сущее, которое начало быть через человека и вне отношения к нему не существует. В этом – онтологическом смысле – К. выступает искусственным сущим, которое располагается «между» естественным (природой, материальным миром, космосом) и сверхъестественным (Богом и миром духов). Онтологически различие между культурой и цивилизацией не существенно, но оно важно в аксиологическом плане. К. вырастает исторически и перманентно воспроизводится (культивируется) через отношение человека 1) к природе (изначальное значение термина К. – искусственное растение); 2) к другим людям (что составляет сферу социальности); 3) к самому себе; 4) к Богу или абсолютной реальности. Четвертое (вертикальное) измерение К. образует религию. Религия, хотя и не осуществима вне цивилизации, к К. не редуцируема, поскольку предполагает отношение к трансцендентному – сверхчеловеческому и сверхприродному. Указанное отношение к Иному, как и фактор ее специфического внутреннего строения, дает основание рассматривать религию как самостоятельную область духовной деятельности. К. – плод коллективной демиургии человеческого рода, которая осуществляется как бессознательно-спонтанная органопроекция. В этом смысле К. – искусственный организм, то есть система функционально дополняющих друг друга элементов, органов и подсистем. Единичное в К. суть события, люди и продукты их деятельности. Это аналоги элементов, клеток биологического организма. Особенное в К.е суть ее формообразования, кристаллизующие отношения к природе, к другим людям и к самому себе. Указанные отношения составляют триединство, однако каждое из них обладает-таки определенной самостоятельностью. Базовые формообразования, складывающиеся в линию отношения человека к природе, суть техника, наука, научная картина мира. Базовые формообразования, кристаллизующие опыт межчеловеческих отношений, суть экономика, политика, государство, право, мораль и социальное мировоззрение эпохи. Самоотношение, пронизывая всю К., не исключая религию и философию, свое преимущественное воплощение обретают в эстетическом творчестве. Базовые формообразования искусства, этого самого субъективного и потому склонного к субъективизму плана культурного бытия, суть архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия и литература (остальные производные или модифицированные). Формообразования К. аналогичны органам живого организма. Всеобщее в К. – дух эпохи и ее духовная жизнь. Они подобны подсистемам – нервной и кровеносной, которые не связаны с каким-то одним органом, обеспечивая единство и интегрированность в окружающую сферу всего организма. Всеобщее выражается в архетипах (синкретический уровень), символах (духовно-чувственный план), категориях культуры и универсалиях (рациональный аспект) и ценностях (духовно-эмоциональное и волюнтативное измерение культуры). Духовная жизнь эпохи представляет собой триединство когнитивного, выражающееся преимущественно в науке, эстетического (главным образом в искусстве) и коммуникативно-практического отношения, образующего сферу социальности, каждое из которых фундируется базовой трансценденталией - Истиной, Красотой, Благом соответственно. Такие формирования К. как семья, система образования и философия не поддаются однозначной линейной проекции, выполняя повышенную коммуникативную нагрузку в развитии цивилизационного организма. Наглядность предложенной модели описания культуры придает метафора «культурного древа». Кроме того, мир культуры может быть специфицирован по географическому (английская, немецкая, русская и так далее) и историческому (древняя, новая, современная) критериям, а также по религиозным основаниям (буддийская, мусульманская, христианская). Культурология в широком значении – совокупность знаний и методов (социологических, исторических, философских и др.) о К. В узком – достаточно молодая наука, с еще не определившимся четко предметом и методом. Религиозная культурология представляет собой попытку осмысления К. и ее феноменов с определенных конфессиональных позиций, как правило, в рамках христианства. |