|
Религиоведение Религия. Энциклопедия.Религия – совокупность человеческих отношений к Абсолютному, переживаемому и именуемому божеством, богами, Богом. Человеческий фактор, без которого Р., собственно говоря, и не существует, дает основания трактовать ее как феномен или форму культуры. Р. действительно возникает и осуществляется внутри цивилизационного пространства, представляя собой даже не форму или феномен, а особое – вертикальное – измерение культурного бытия, поднимающего в силу своей вертикальности культуру от «земли» к «Небу» - сверхъестественному и сверхчеловеческому, Иному. Без него Р. превращается в эпифеномен, иллюзию. Созидая культуру, человек имеет дело с природой, частью которой он сам является, другими людьми, самим собой. Одним словом - другими, но не Иным. Именно отношение к онтологически Иному образует нередуцируемость Р. к культуре, цивилизации, социуму. Попытки объяснить сущность происхождения Р. только человеческими факторами приводят в лучшем случае к ее деэссенциализации, а в конечном счете к атеизму, который сам, однако, при более внимательном отношении оказывается разновидностью религиозного сознания. Р. не только устанавливает контакт с инородной миру реальностью (Лактаций, Фейербах вели этимологию от religare - связывать), но и поддерживает, культивируя ее (religio- благочестие, святыня, предмет культа, Цицерон связывал Р. с religere – благоговеть, соблюдать). Почитать, благоговеть и трепетать можно лишь перед тем, что ценно, причем в безусловном смысле. Р. является хранителем не просто традиции и ценностей, как это уместно сказать в отношении культуры, но - абсолютных ценностей. В указанном аспекте Р. формирует аксиологическую конституцию культуры: ценности, функционирующие в культуре относительно самостоятельно, как некая априорная данность для своего времени, в Р., сакрализуясь, наделяются онтологическим статусом. Онтологически и аксиологически Иное и познается не так как однородное и подобное. Религиозная гносеология, не исключая традиционных когнитивных процедур и форм, не состоятельна без особого опыта встречи со сверхъестественным, поэтому мистика в разной мере присутствует во всех религиозных традициях. В авраамических религиях особое значение приобретает вера – гносеологическое и аксиологическое. В триединстве своих онтологических, гносеологических и аксиологических измерений Р. представляет собой метафизику даже в более радикальном смысле, нежели философия. Р. – духовно-практическая метафизика и лишь как следствие, причем только в развитых культурах, выступает теорией - теологией. Сказанное обуславливает структуру религиозной жизни. Единичное в Р. суть события, люди и продукты их деятельности. Особенное выражается в системе внутренних формооборазований, составляющих в совокупности морфологию этого феномена. Формы осуществления религиозной жизни суть культ (и ритуал), вероучение и благочестие. Поскольку в Р. связь с Иным институализируется и социализируется, возникает священство – иерархия. В составе культа и вероучения важнейшую системную функцию исполняет символ: ведь Иное лишь просвечивает в здешнем мире, никогда не растворяясь в нем без остатка. Предложенная нами концептуальная метафора «культурного древа» позволяет сделать наглядным взаимовлияние Р. и культуры, особенно ее верхних этажей – поэзии и музыки, активно задействованным в культе; картины мира, являющейся элементом вероучения; традиций благочестия и норм морали. Попытки редуцировать Р. к одному из измерений (к морали у Канта) несостоятельны. Р., как и культура, представляет собой своего рода организм, в котором искусственное причудливо пересекается со сверхъестественным, а когнитивные, эстетические и практические комплексы отношений функционально дополняют друг друга. Единый по сущностным характеристикам, закрепленным в вероучении, благочестии и культе, религиозный комплекс подвергается внутренней дифференциации через разделения и реформы: возникают конфессии, деноминации, ереси, секты. Спецификация религий возможна также по географическому (локальные, региональные, мировые) и историческому критериям – естественные (языческие), переходные, монотеистические (откровения) и модифицированные. Всеобщее содержание религиозного сознания высвечивается разнопланово: архетип в мифе, символ в культе, догмат в вероучении, ценность в благочестии. Эти содержания, отнюдь не всегда отрефлектированы, как это имеет место в философии, однако сопровождаются высокой интенсивностью экзистенциального переживания. Отсюда известный афоризм Паскаля о «Боге ученых и философов и живом Боге Авраама, Исаака и Иакова». На пути рационализации Р. превращается в философию, на путях ритуализации – в культурную традицию. Религиоведение – достаточно молодая наука, изучающая Р. с разных позиций (философии, социологии, психологии) в отрыве, как правило, от вопроса о бытии Бога. Исследование Р. в контексте «учения о Боге» - задача теологии. |