|
Проекты, учреждения мессалианствоМессалианство – древнехристианское движение; в Православной Церкви признается еретическим. В переводе с сирийского языка слово «мессалиане» означает «молящиеся». По-гречески их иногда нахывали εὐχῖται («евхитами») и «энтузиастами». Мессалианское движение возникло в монашеских кругах во второй половине IV в. в Сирии, откуда распространилось в сторону Азии и Понта. В качестве лидеров мессалианского движения источники называют Савву, еще одного Савву, Адельфия, Ерму, Симеона, Дадоя, Евстафия и др. Мессалиане были осуждены созванным свт. Амфилохием Иконийским собором в Сиде (380-е гг.), после чего они удалились в Эдессу. Флавиан еп. Антиохийский собрал в 390 г. собор, на котором мессалианство также было осуждено. Флавиан написал также епископам Эдессы и Литоию, еп. Мелетинскому (Малая Армения), предупреждая против ереси мессалиан. В результате мессалиане удалились в Памфилию. В 428 г. был издан императорский указ, согласно которому мессалиане изгонялись из пределов империи. В 431 г. по предложению Валериана еп. Иконийского и Амфилохия еп. Сидского на III Вселенском соборе было вынесено окончательное определение, осуждающее мессалиан. Специально на соборе было анафематствовано недошедшее до нас сочинение мессалиан, называемое «Аскетикон». Однако это не воспрепятствовало возникновению очагов мессалианства позднее, обычно на границах империи. Так, в первой половине V в. в Малой Азии возникло движение Лампетия. Лампетий был лишен сана и осужден Ормиздой еп. Команским; осужден был и защищавший Лампетия Алфей еп. Риноколурский. Перед смертью Лампетий написал сочинение, называемое «Завещанием», с которым полемизировал Севир Антиохийский (сочинение не сохранилось). В конце VI в. возникает движение «маркианитов», по имени Маркиана – Константинопольского менялы, близкое к мессалиантсву. В V–VI веках мессалианство проникает в Персию, где с ним полемизирует Бабай Великий и где против мессалиан собираются различные соборы несториан. В конце VIII в. за мессалианские мнения в несторианской Церкви были анафемствованы Иоанн Апамейский, Иоанн Дальятский и Иосиф Газайа. В средне-, поздне- и поствизантийский период обвинение в мессалианстве становится своеобразным клише, в результате чего «мессалианскими» могли называться как произведения действительно еретического характера, так и вполне ортодоксальные тексты. Так, в XVIII в. греческий ученый Неофит Кавсокаливит доказывал мессалианскую подоплеку Макариевского корпуса, и это понимание было подхвачено некоторым учеными XX века. В 1140 г. за мессалианство посмертно был осужден Константин Хрисомал, но часть его сочинения «Сто пятьдесят глав», сохранилась под именем прп. Симеона Нового Богослова и входит в состав его «Слов». В мессалианстве обвиняли и монахов, занимающихся умной молитвой (исихастов) их враги во время паламитских споров. Однако к этому времени месалианства в его классическом виде уже не существовало, поскольку произошло смешение мессалианского учения с ересью, возникшей в X в., – богомильством. Мессалиане утверждали, что в душе человека ипостасно присутствует сатана, сообитая со Святым Духом, и природа человека соединена с бесами; даже апостолы несвободны от присутствия в них сатаны. Мессалиане отрицали необходимость церковных таинств: согласно ним, ни крещение, ни причастие не усовершают человека, но имеет значение одна только молитва; таким образом, для мессалиан характерно «анархическое», или антиинституциональное понимание христианства. Мессалиане настаивали на том, что, когда человек достигает бесстрастия, он имеет ощутимое и достоверное причастие Святого Духа, сравниваемое с откровением. Это проявляется в том, что душа человека должна ощутить такое же общение с небесным Женихом, какое жена ощущает при общении с мужем. Вероятно, с учением мессалиан о бесстрастии связано то, что византийские полемисты часто обвиняют их в сексуально раскрепощенном поведении – полигамии, свальном грехе. Согласно мессалианам, душа человека, не имеющая ощутимо в себе Христа, является жилищем бесов. Поэтому мессалиане говорили о двух душах: небесной и общей для всех людей.
Литература Stewart С., OSB. `Working the Earth of the Heart'. The Messalian Controversy in History, Texts, and Language to AD 431. Clarendon Press, 1991. Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Göttingen, 1996. Gribomont, J. Le monachisme au IVme siècle en Asie Mineure : de Gangrs au mssalianisme // L’Orient syrien 2, 1957. 419—432 Gribomont, J. Le dossier des origines du messalianisme // Epektasis. Mélangs J. Daniélou. Paris, 1972. 611—625. Дунаев А. Г. Предисловие к русскому переводу слов и посланий «Макариевского корпуса» первого типа // Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. Draec 694) / Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А. Г. Дунаев. М., 2002 [часть II, Мессалианство, с. 159 - 300]. Теги: христианские ереси, православие, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |