|
Проекты, учреждения гуманизмГУМАНИЗМ. 1) В<#whitespace />узко-историческом аспекте — явление западноевропейской истории, связанное с выяснением античной почвы (в отличие от Христианского Неба) европейской культуры посредством, в первую очередь, филологических изысканий ассоциируемое с именами Петрарки, Данте, Баллы, Альберти и др. 2) В широком историческом значении — идеология нового субъекта культурно-исторического развития, возникшая в основном в Италии, Германии, Франции, Голландии, концептуально выраженная в форме «учения о правах свободного индивидуума» (А. Лосев), реализованная в различных культурных, философских, социально-политических и религиозных проекциях и характеризующаяся своеобразными стадиями своей эволюций. 3) В духовном плане — тип миросозерцания, признающий человека абсолютной ценностью. Сложность оценки Г. — в самооценочном его характере. Ценности Г., доминировавшие на разных этапах его развития — свобода, достоинство, творчество, человеческая жизнь, польза, фортуна, успех, слава, наконец, просто «человечность» ( «будь человеком!» как просьба-требование), — сами являются критериями оценки. Г. есть феномен христианской культуры Запада (в отличие от Ренессанса как состояния многих культур религиозного типа) с его историчностью и психологизмом. Чуждый исторической динамике, ориентированный космологически и интеллектуально-созерцательно, христианский Восток, «ответил» на Г. явлением исихазма. Г. выражает новое духовное самочувствование человека, который в конце католического средневековья стал ощущать себя субъектом, монадой. Г. антропоцентричен, но он не есть голый антропоцентризм. Признание человеком себя абсолютной ценностью основано на ощущении божественной искры в себе, которую надлежит воспламенить усилием личной воли, с акцентом на: «Я сказал: вы боги», в отличие от средневекового «Всяк человек есть ложь». Г. — итог средневековья, «коперниканская революция» в средневековом сознании, кардинально меняющая структуру ценностей — спасения на творчество, в первую очередь, средневековое миросозерцание одновременно фундаментально-цельно и фундаментально-разорвано: Земля и Небо отделены пропастью, но человек целостен в крестном восхождении через нее к Богу. Г. поднимает землю до небес и опрокидывает небо на землю — противостояние свободы, творения, духа бытию, твари, телу синтезируются эпохой Возрождения в центральную для нее, в интуицию — экзистенциал свободного творческого бытия. В культуре это связано с идеей и образами одухотворенной плоти, рвущейся от распирающей ее мощи, интересом к человеческой природе Христа, женственной, но не девственной природы Богоматери, культу женственности, в отличие от мужественности и девственности средневековья, философским осмыслением Абсолюта как внутренне-противоречивого и динамичного и признания безусловной ценности жизни. Богоподобный человек на земле, оставшийся при этом земным чувствует себя господином и стремится к господству и свободе одновременно. Отсюда, в плане земном: великие географические открытия — устремленность к новым водам и землям, техника как промышленность; в плане человеческом расцвет абсолютизма, революции, демократии, наконец, обращение «господин» как универсальное. Экзистенция свободно-творческого бытия исходно противоречива, процесс разрешения ее составляет особенность истории гуманистической культуры. Первый ее этап, связанный непосредственно с эпохой Возрождения, характеризуется доминированием идеи свободной творческой индивидуальности, второй связан с историческим периодом Нового времени, перегруппировкой ценностей вокруг идеи полезности. Творчество, сохраняя свою значимость, уступает экзистенциальное лидерство пользе (в смысловой связке с делом), воспринимая уже не как самоценность (человек — для горения в творчестве), а как нужное человеку для самореализации (чтобы «лучше гореть»). Индивидуализм как стиль существования становится «жестче», но субъективность — более напряженной, свобода ощущается острее, переживаясь не только как радость, но как бремя и ответственность. Тенденции рационализации и секуляризации идеологически выражаются Просвещением со всеми практическими последствиями. Третий этап можно назвать «кризисом безбожного Г.» (С. Франк). Исторически он связан со временем, называемым новейшим. Если второй период характеризуется формированием либерально-демократических государственно-правовых структур, то третий — чередой коммунистических и фашистских революций и тяготением к олигархически-имперскому типу правления в западных демократиях. Человекобожеская и атеистическая тенденции Г. достигают апогея в большевизме, который в философском плане можно рассматривать как синтез воли к научно-организованному «раю» на земле и воли к власти. Маркс, Ницше и Фрейд — мыслители, наиболее рельефно выразившие Г. данного типа. Указанные явления стимулируют нарастание консервативных и обновленческих тенденций в церковной жизни, экуменическое движение, углубление религиозного «поиска (ценней свободы становится «окликнутость Богом»). Осознание безусловности свободы позволяет осмыслить произвол и ответственность. В истории философии этому соответствует метафизика экзистенциализма. Религиозное осмысление Г. наиболее ярко выражено в бердяевской интуиции человека и Бога, как творчески общавшихся свободных субъектов. Русская религиозная философия в целом, за исключением К. Леонтьева, «обвинявшего» Достоевского в Г., гуманистична как в суждениях, так и по (не всегда проговариваемым) интенциям. Иногда — чересчур: Федоров собирался творчески воскрешать предков буквально из «гумоса» — почвы, земли, праха. Своеобразным Г. можно считать почвенническую тенденцию в общественно-философской мысли — поклонение русскому человеку на русской земле с подведением под это религиозно-идеологической базы. Критика безбожного Г. наиболее интересна у бесспорно гуманистических (Франка и Бердяева) мыслителей. В целом русская религиозная философия пыталась взрастить зерна Г. (уже «отделенные от плевел») под Фаворским светом на почве российского (общинного) средневековья, что превращает ее в философию общего дела спасения творчеством.
Д. Бурлака Вестник РХГИ № 3/1999 Теги: Возрождение, морфология культуры, базовые понятия религиоведения Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Богатырёв Д. К. |