КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

национал-большевизм

НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ – идеологическая доктрина, утверждающая положительную связь между русским национальным характером и больше

НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ – идеологическая доктрина, утверждающая положительную связь между русским национальным характером и большевистской революцией, оправдывающая ее в свете русских национальных задач и примиряющая с ней русское национальное сознание. Формирование н.-б. шло с нескольких сторон: со стороны русской пореволюционной эмиграции; кружков интеллигенции внутри страны; ряда деятелей большевистской партии. Первую группу возглавлял Н. Устрялов, считавший, что Октябрь преодолел хмельной февральский бунт и, ниспровергнув формальную демократию, открыл путь трансформации большевизма (под влиянием национальных и геополитических особенностей России) к бонапартизму, а затем к монархии. Подобные надежды на перерождение режима выразили в 1921 г. участники сборника «Cмена вех» (См. сменовеховство). Вторая группа была представлена поэтами, литераторами, публицистами ( А.Блок, Ю.Клюев, О.Форш, А.Чапыгин, Р. Иванов-Разумник ), считавшими, что после крушения самодержавия и православия национальный дух России приобретает новые формы, но по-прежнему противостоит Западу, как дух молодого, дикого, полного сил народа. Эти настроения нашли выражение в сборнике «Скифы» (1917 – 1918 ). Третью группу составляли такие большевистские деятели, как Л.Троцкий, А.Луначарский, И.Лежнев, которые развивали идею о национальном характере Октябрьской революции. Троцкий, например, утверждал, что большевизм национальнее монархизма, Буденный национальнее Врангеля, а Ленин, с его ненавистью к соглашательству, решительностью и дерзостью – яркое проявление радикализма русского характера. В рамках н.-б. идеологии ожили, секуляризированные и своеобразно трансформированные, настроения традиционного русского мессианизма. Их выражали вера во всемирно-историческую роль обновленной России, критика буржуазного Запада и убеждение в освободительной миссии русского народа относительно порабощенных капитализмом и колониализмом трудящихся западных и восточных стран.

В конечном счете, н.-б. явился результатом взаимной адаптации русского сознания и большевизма, став, с одной стороны, идеологическим средством защиты первого, оказавшегося после революции в состоянии кризиса, в с другой стороны – средством эксплуатации национального чувства и патриотизма народа в интересах правящей партийной номенклатуры. Основы н.-б. как дополнительного идеологического орудия, закрепляющего власть интернационалистов-большевиков над Россией, были сформулированы к концу 1927 г. и XV съезду партии. Но наиболее ярко н.-б. моменты внутри официальной партийной доктрины проявились после Великой Отечественной войны, с середины 40-х годов до смерти Сталина, сказавшись в идеологической борьбе против космополитизма и преклонения перед Западом.

Лит-ра: Скифы, ч. 1-2. – М., 1917-1918. Лежнев И. Записки современника. – М., 1934; Львов В. Советская власть в борьбе за русскую государственность. - М., 1921; Устрялов Н. В борьбе за Россию. – Харбин, 1920; Смена вех. - Прага, 1921; Агурский М. Идеология национал-большевизма. – Париж, б/г.

Ю.Ю.Булычев

НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ — идеологич. доктрина, утверждающая положительную связь между рус. нац. характером и большевистской революцией, оправдывающая ее в свете рус. нац. задач и примиряющая с ней рус. нац. сознание.

Формирование Н.-б. шло со стороны рус. постреволюц. эмиграции, кружков интеллигенции внутри страны и ряда деятелей большевистской партии. Первую группу возглавлял Н. Устрялов, считавший, что Октябрь преодолел хмельной февральский бунт и, ниспровергнув формальную демократию, открыл путь трансформации большевизма (под влиянием нац. и геополитич. особенностей России) к бонапартизму, а затем к цезаризму. Подобные надежды на перерождение режима выразили в 1921 участника сб. «Смена вех». Вторая группа была представлена поэтами, литераторами, публицистами (А. Блок, Н. Клюев, О. Форш, А. Чапыгин, Иванов-Разумник и др.), считавшими, что после крушения самодержавия и православия нац. дух России приобретет нов. формы, но по-прежнему будет противостоять Западу, как дух молодого, дикого, полного сил народа. Эти настроения нашли выражение в сб. «Скифы» (1917—18). Третью группу составляли такие большевистские деятели как Л. Троцкий, А. Луначарский, И. Лежнев, к-рые развивали идею о нац. характере Октябрьской революции. Троцкий, напр., утверждал, что большевизм национальнее монархизма, Буденный национальней Врангеля, а Ленин с его ненавистью к соглашательству, решительностью и дерзостью — яркое проявление рус. характера. Т. о., Н.-б. явился результатом взаимной адаптации рус. сознания и большевизма, став, с одн. стор., идеологич. средством защиты первого, оказавшегося после революции в состоянии кризиса, а с др. стор. — средством эксплуатации нац. чувства и патриотизма в интересах правящей партийной номенклатуры. Осн. Н.-б., как дополнительного идеологич. орудия, закрепляющего власть интернационалистов-большевиков над Россией, были сформулированы, по мнению М. Агурского, к концу 1927 и XV съезду партии. Но наиб. ярко Н.-б. внутри офиц. партийной доктрины проявился после Великой Отечественной войны, с серед. 1940-х гг. до смерти Сталина, отразившись в идеологич. борьбе против космополитизма и преклонения перед Западом.

Лит.: Скифы. М., 1917—18. Т. 1—2; Устрялов Н. В борьбе за Россию, Харбин, 1920; Львов В. Советская власть в борьбе за русскую государственность. М., 1921; Лежнев И. Записки современника. М., 1934; Агурский М. Идеология национал-большевизма. Имка-Пресс. 1979.


Теги:  политика и государство, русская философия
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Булычев Ю. Ю.