|
Проекты, учреждения иудаизм в России
Иудаизм в России –первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются I в. н. э., ещё до появления там христианства. Есть основания полагать, что членами этих общин наряду с этническими евреями были перешедшие в иудаизм местные жители. Во время великого переселения народов, двигавшихся в III-V вв. через Восточную Европу, иудаизм также нашел своих последователей среди пришельцев. В VIII в. иудаизм становится государственной религией обширного и могущественного Хазарского царства, территория которого охватывала земли между Волгой и Днепром и северное Причерноморье. Именно тогда в условиях стабильного хазарского правления там начинается расселение земледельческих племен славянского происхождения. Ряд исследователей даже полагает, что Киев первоначально возник как крайний западный форпост Хазарии. Ко времени утверждения власти князей династии скандинавского происхождения Рюриковичей в самом Киеве и других городах уже существовали славяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения (этнические евреи, славяне, хазары и т.д.). Влияние этих общин было настолько значительно, что, согласно летописному повествованию, князь Владимир в конце X в. при “выборе вер” для Руси выслушал и предложения “хазарских иудеев”. Однако и после принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общины как в стольном городе Киеве, так и в других местах, о чем сохранились свидетельства как в русских летописных, так и в еврейских средневековых источниках. Доказано существование в домонгольской Руси прямых переводов с еврейского на древнерусский язык различных текстов религиозного содержания, по всей вероятности для нужд местных иудейских славяноязычных общин. Возможно, что с такой древней традицией связано возникновение в конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве ереси “жидовствующих”, отрицавших Божественность Иисуса, почитание икон, праздновавших субботу и другие иудейские праздники. После подавления этого движения не перешедшим в христианство евреям был запрещен въезд в Московское царство. На землях бывшей Киевской Руси (Украины, Белоруссии и частично России), вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины первое время продолжали пользоваться, как и нееврейское население, восточнославянским (древнерусским) языком. Однако в конце XV – начале XVI вв. они были ассимилированы переселившимися из Германии евреями - ашкеназами (ашкеназ - наименование Германии в средневековой еврейской литературе), а принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий) стал общеупотребительным у еврейских общин от Страсбурга до Смоленска. В XVI веке Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености. Высокий уровень еврейской духовности объясняет исключительно малое число вероотступников, хотя каждый иудей, перешедший в католичество, получал, по законам страны, дворянское звание (шляхетство). Тогда же сложилась система еврейского общинного самоуправления. Всеми делами общины управлял особый совет “кагал”. Руководящую роль в кагалах играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Исключительно много внимания уделялось религиозному воспитанию народа и особенно юношеству. Обычно раввин был и главой местной высшей талмудической школы, одновременно являясь и попечителем начальной религиозной школы, “хедера” и заведений более высокого уровня – «ешив». К началу XVIII в. положение иудеев резко ухудшается, в частности, из-за общего кризиса Польского государства, восстания украинских крестьян под предводительством Хмельницкого, когда массы евреев пали от рук повстанцев, многолетних и тяжелых войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Кроме того, усиливаются предубеждения католического духовенства против иудаизма, евреи подвергаются обвинениям в совершении ритуальных убийств. Вместе с тем среди еврейских общин возникает новое мощное движение иудаизма - “хасидизм”, у истоков которого стоял уроженец Западной Украины Израиль бен Элиэзер (Баал шем тов). Главная идея этого движения заключалось в признании того, что весь земной мир – это проявление Божества. Бог, согласно их учению, присутствует везде и во всем, даже в самых обыденных вещах. Считалось, что Божественную сущность человек может постичь внутренним духовным оком и посредством восторженной молитвы и добавления “света и святости” в служении Всевышнему. В конце XVIII в. Польское королевство прекращает свое существование, а его восточные владения, в основном бывшие земли Киевской Руси с многочисленным еврейским населением, включаются в состав Российской Империи. До этого, даже после петровских реформ, правительство, сохраняя традицию Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. Например, в 1738 г. в Санкт-Петербурге были публично сожжены отставной капитан флота А. Возницын, обвиненный в переходе в иудаизм, и его “совратитель” купец Борох Лейбов. Немного позднее, в 1743 г. императрица Елизавета Петровна наложила на рекомендацию Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов резолюцию: “От врагов Христовых не желаю интересной прибыли”. Правда запреты соблюдались не слишком строго. Кроме того, следует отметить, что евреи-выкресты занимали иногда весьма высокие посты, среди них можно указать на сподвижников Петра - барона Шафирова, ведавшего иностранными делами, и графа Дивиера, первого генерал - полицмейстера Санкт-Петербурга. После раздела Польши ситуация меняется, и Екатерина II в своем манифесте обещала, что “еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ пользуются.” Переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов иудейских общин. В Польском королевстве они находились в положении лично покровительствуемых королем или отдельными магнатами, в Российской Империи становятся гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. В частности, лицам иудейского вероисповедания не разрешалось поселение во внутренних губерниях Империи, но позволялось “водворение” на всей территории Украины и в недавно присоединенной Новороссии. Тем самым с 1795 года законодательно оформляется пресловутая “черта оседлости евреев”, точнее “лиц иудейского вероисповедания”, поскольку на выкрестов эти ограничения не распространялись. После включения в начале XIX в. в состав Империи и части собственно польских земель в границах тогдашней России проживало уже около 2 миллионов евреев, а иудаизм стал одной из самых распространенных вероисповеданий государства. Одним из важных последствий установления российского правления было спасение Алтера Ребе - Шнеура-Залмана. Противники хасидизма - “митнагдимы” направили российским властям донос с обвинениями его в государственной измене и шпионаже в пользу Турции. Он был заключен в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербуге, но после соответствующего расследования по приказу императора Павла I освобожден 16 ноября 1798 г. Этот день приверженцы хасидского движения Хабад отмечают как большой праздник. В свою очередь во время Отечественной войны 1812 г. он призвал своих многочисленных сторонников хасидов оказывать всемерную помощь русским войскам, что и выполнялось ими зачастую с риском для жизни. В либеральное царствование Александра I был учрежден “Комитет по благоустройству евреев”. В Петербург были приглашены представители кагалов. Хотя и без официального разрешения, в 1802 г. создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Согласно акту 1804 г. в «черту оседлости» включаются Астраханская и Кавказская губернии, дозволяется, правда по особым разрешениям, посещать внутренние губернии еврейским промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. На евреев не распространялось крепостное право, разрешалось принимать детей евреев “во все училища, гимназии, университеты”. Надо сказать, что последним правом евреи из религиозных соображений долго отказывались пользоваться. Специальным указом кагалам запрещались наказания религиозного характера, в том числе, преследования хасидов. Еще раньше в официальных документов признанное оскорбительным наименование “жид” было заменено на “еврей”. В 1817 г. было запрещено обвинять евреев в совершении ритуальных убийств на основании лишь предрассудков. В царствование Николая I давление правительства на иудейское население усиливается. В 1827 г. на евреев распространяется рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в “кантонисты” детей и подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. За отличную службу оставшийся верным религии отцов солдат - еврей мог быть награжден боевыми наградами, но не имел права иметь звание выше фельдфебеля. Вместе с тем, отслужившие 25-летнюю службу “николаевские” солдаты получали право повсеместного проживания. В царствование Николая I в России появились маскилы – приверженцы возникшего в Германии движения Гаскала (евр. Просвещение), основные идеи которого сформулированы в трудах немецко-еврейского философа М. Мендельсона (1729–1786). «Маскилы» пытались соединить иудаизм с достижениями культуры европейских народов.. В Российской империи идеи Гаскалы получили другое развитие в связи с иными социально– экономическими условиями жизни еврейского населения. Здесь маскилы надеялись на поддержку правительства в деле распространения европейского просвещения, что привело к созданию к 1847 г. ок. 100 казённых училищ, в которых половину предметов составляли еврейские религиозные дисциплины, а половину русский язык, история и география России и арифметика. Несмотря на противодействие религиозной среды в училищах учащиеся из бедных семей знакомились с русским языком и литературой, тем самым включаясь в общерусскую общественную жизнь. В тоже время более состоятельные члены еврейских общин посылали своих детей в русские гимназии. В 1844 г. кагалы “как оплот религиозного фанатизма упраздняются” и в том же году в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний - Саратовской, Московской, Тамбовской, Воронежской, и даже среди донских и кубанских казаков - “еретических” сект “жидовствующих”, отвергавших христианский культ. Хотя было доказано отсутствие какой-либо миссионерской деятельности со стороны евреев, это способствовало усилению правовых и других ограничений для подданных царя иудейского вероисповедания. Нередко также возникали обвинения в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность. Некоторое облегчение наступило в царствование Александра II. Был отменен институт “кантонистов” и евреи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно “право жительства” вне черты оседлости было предоставлено богатым купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в коренной России, так и в Сибири. С развитием рев. движения в России в кон. 19 – нач. 20 вв. усиливались тенденции правового ограничения евреев. После убийства императора. Александра II (1881) по городам и местечкам Юго-Запада прокатилась первая волна погромов, которые затем периодически повторялись во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Правительство ввело строгие процентные нормы для евреев в уч. заведениях, фактически еще больше сократило «черту оседлости», лишив тысячи семейств средств к существованию. Такое положение приводило, с одной стороны, к массовой эмиграции евреев, прежде всего в Сев. Америку, а с другой стороны, – к уходу радикально настроенной молодежи в различные русские революционные. организации или в националистическое сионистское движение.. . Влияние религии особенно на молодое поколение начинает ослабевать, хотя к началу XX в. большинство из 5,2 млн. евреев (4,13 % всего населения страны) все еще проживало в городах и местечках черты оседлости, придерживаясь освященных веками традиций. На переписи 1897 г. подавляющее большинство указало в качестве родного языка идиш и только 67 тысяч - русский. Вместе с тем со 2-й пол. 19 в. стремление и одновременно необходимость приобщения к общерусской культуре и жизни принимали в еврейской среде весьма различные формы. Некоторая часть населения шла по наиболее простому пути, поощряемому правительством, – меняла иудейское вероисповедание на христианское любого направления, благодаря чему получала равноправие с другими подданными.. Но чаще всего происходила аккультурация в русское общество образованных слоёв евреев, особенно в крупных городах империи и за пределами черты оседлости иудеев. Более того, начала развиваться еврейская культура на рус. яз. Ее деятели, ставшие представителями творческой. русско-еврейской интеллигенции, внесли значит. вклад в развитие рос. обществ. мысли. Следует указать, что в число лиц иудейского вероисповедания включались сравнительно небольшие этнографические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. В начале XX в. ведущими центрами религиозной жизни иудейских общин наряду с прежними в Одессе, Варшаве и Вильне (Вильнюсе) становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. Раввинами столичной Санкт-петербургской синагоги были люди исключительной учености и высоких моральных качеств. и. В последние годы существования Империи, особенно после революции 1905 г., резко усиливается антиеврейская идеологическая кампания, нашедшая свое концентрированное выражение в так называемом “деле Бейлиса”. Скромного киевского мещанина Менделя Бейлиса в 1911 г. обвинили в совершении ритуального убийства христианского мальчика. Несмотря на явные попытки правительственной юстиции осудить Бейлиса, решением присяжных, он был оправдан. Следует отметить, что православное духовенство отрицало навет об употреблении евреями христианской крови. Тем не менее антисемитское и антииудейское “черносотенное” движение продолжало свою активную деятельность, идейно опираясь на сфабрикованные в недрах тайной полиции так называемые “Протоколы сионских мудрецов”, якобы свидетельствующие о тайном заговоре еврейских богачей захватить власть над всем миром. Во время первой мировой войны под напором массы беженцев из фронтовой полосы правительство было вынуждено разрешить практически повсеместное проживание евреев. После свержения царизма Временное правительство сразу же отменяет все правовые ограничения для граждан иудейского вероисповедания. Однако начавшаяся кровопролитная Гражданская война привела к неисчислимым жертвам среди еврейского населения, и о нормальной религиозной жизни последователей иудаизма в стране можно говорить только после её окончания. . К моменту образования СССР на его территории проживало около половины еврейского населения царской России – примерно 2, 5 млн. В первые годы Советской власти иудаизм не подвергался особым преследованиям. Вместе с тем официальная атеистическая идеология государства была направлена против всех конфессий, в том числе и иудаизма. Причем кампания против него проводилась при активном участии коммунистов - членов Еврейских секций Коммунистической партии страны (ВКП (б)). В первой половине 1920– х годов в районах компактного проживания еврейского населения существовало около 70 местных Евсекций, в которых числилось до 3.500 активных функционеров. Свою задачу они видели в развитии советской еврейской культуры на языке идиш, а также в последовательной ожесточённой борьбе с иудаизмом и сионизмом. При этом часто активисты Евсекций занимали даже более радикальные позиции, чем центральные партийные власти. В частности, во многом благодаря их настоянию в 1919 г. древнееврейский язык был объявлен “языком реакции и контрреволюции” и его изучение было фактически запрещено. 28 декабря 1920 был издан циркуляр еврейского отдела Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) о ликвидации хедеров и ешив. В следующем году были проведены показательные суды над хедером в Витебске и ешивой в Ростове. Это привело к эмиграции многих руководителей ешив вместе со своими учениками. Но не все последовали их примеру и в целом в 1920 – х годах отношение советских властей к иудаизму всё же было довольно либеральным. Положение было хуже в пределах прежней черты оседлости, где активно действовали активисты Евсекции. В основном сохранялось большинство синагог. Так, в Ленинграде в 1927 г. было 17 синагог и молитвенных домов (в 1917 – 13). Всего в РСФСР на 1 октября 1925 г. было зарегистрировано 418 иудейских религиозных общин. Только на Урале в 1927 г. было 11 синагог и 3 раввина. Однако в те же годы давление властей на иудаизм, опять таки не без призывов активистов Евсекции, постепенно усиливается. Очевидно, по примеру православной церкви в СССР, возникло движение “живая синагога”, заявившая о поддержке новой власти, как заступнице евреев от дискриминации и погромов. Евсекия даже организовала в Минске “красную общину” во главе с “красным раввином”, произносившем проповеди в коммунистическом духе... В 1932 г. в СССР была объявлена антирелигиозная пятилетка, в ходе которой должны были быть закрыты культовые здания всех религий. Уже к 1 декабря было закрыты 257 синагог, то есть почти 60% от существовавших ранее. В Ленинграде, например, из 17 синагог и молитвенных домов было оставлено только три. Раввинов и других служителей иудейского культа преследовали, арестовывали, лишали прописки, их детей исключали из институтов, многих принуждали эмигрировать. В годы большого террора в 1937–1938 гг. было репрессировано большинство раввинов. Их не осталось даже в синагогах таких городов как Москва и Ленинград. Вместо них власти назначали лиц, зачастую не имевших никакого религиозного образования. Но надо иметь в виду, что давление на иудаизм имело место в период индустриализации страны, когда происходило переселение сотен тысяч евреев, прежде всего молодых, из местечек бывшей черты оседлости в крупные города и промышленные центры России, Белоруссии, Украины и других республик.. Помимо этого, широкое распространение получили у евреев межнациональные браки ( в РСФСР в 1936 г. у мужчин 44 %, у женщин – 35%), что не могло иметь место в досоветские времена. Все эти факторы привели к тому, что к концу 1930–х годов произошёл массовый отход евреев от религии иудаизма, даже больший, чем у представителей других конфессий. Так, согласно переписи 1937 г., в возрастной группе населения 16 лет и старше среди христиан верующими определили себя – 54,5%, мусульман – 66,2 %, среди евреев – только 17, 4%. Во время Второй мировой войны около двух миллионов евреев, не сумевших эвакуироваться во внутренние районы СССР, были уничтожены немецкими оккупантами. Однако в то же военное время советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении давления на религию, что коснулось также иудаизма. Допускались даже некоторые формы общественной деятельности служителей культа. Так, в 1944 г. в митинге, организованном Еврейским антифашистским комитетом, приняли участие верующие иудеи во главе с раввином иудейской общины Москвы С. Шлифером. В первые послевоенные годы наблюдался некоторый подъём иудейской религиозной жизни. В 1947 г . на территории СССР действовало 162 синагоги. В дальнейшем, в последние годы жизни И. В. Сталина, в стране резко усилилась антисемитская политика властей, что в значительной степени было связано с обострением холодной войны с США.. Всё это привело к развёртыванию различных компаний в стране, носивших явно антисемитский характер, кульминацией которых стало печально известное “дело врачей” В период наступившей после смерти И.В. Сталина в 1953 г. “оттепели” политика ограничения иудаизма первое время несколько смягчилась. Явно по инициативе властей раввины Москвы и других крупных городов страны выступали в 1955 г. в поддержку воззваний Всемирного Совета Мира, а в 1956 г. с протестом по отношению к Синайской кампании Израиля против Египта. В 1957 г., впервые после 1917 г., при Московской синагоге было разрешено открыть еврейское религиозное учебное заведение – ешиву “Кол Яков”, где готовились несколько шойхетов (резников). Тогда же было позволено издать тиражом 10 000 экз. иудейский молитвенник и иудейский календарь. Однако в начале 1960 – х годов, уже по инициативе тогдашнего советского лидера Н.С. Хрущёва, началась очередная антирелигиозная кампания, затронувшая, разумеется, и иудаизм. В период развернутой антирелигиозной кампании были закрыты синагоги в Свердловске, Казани, Пятигорске, Грозном, Оренбурге, Виннице, Барановичах, Львове и многих других городах. Всего в 1966 г. оставалось 62 синагоги (в РСФСР – 17, на Украине – 8, в Закавказье – 19). Была закрыта ешива в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Дело дошло до почти полной утраты кадров служителей иудейского культа - шойхетов (резников скота), сойферов (переписчиков Торы), шамесов (религиозных служек). Практически была резко ограничена выпечка мацы, всячески ограничивалась доставка из-за границы мацы, молитвенников, предметов религиозного культа. В печати велась антирелигиозная пропаганда, в частности и против иудаизма, иногда крайне оскорбительного характера. После отстранения Н. С. Хрущёва от руководства страной давление на иудаизм несколько ослабло, в частности были сняты практически все ограничения на выпечку мацы, свёрнута пропагандистская кампания. Однако начавшаяся в 1985 г. перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция привели к снижению интеллектуального уровня активистов религиозного возрождения. Распад СССР также затруднил связи между иудейскими религиозными общинами некогда единого государства. Перестройка и период становления новой России вызвали серьёзные перемены во всей социальной жизни страны и, разумеется, еврейского населения. К этому надо добавить, что к 1980 – м годам в его общественном и культурном положении произошли разительные перемены. Согласно последней переписи 1989 г., еврейское население СССР составляло 1 450 тыс человек. При этом 83,6 % признали русский язык родным, и массовое распространение получили межнациональные браки. В 1988 г. в РСФСР межнациональные браки заключили 73, 2 % евреев - мужчин и 62, 8 % женщин. Эти данные могут служить на первый взгляд свидетельством очень высокой степени развития процессов аккультурации и даже ассимиляции еврейского населения. Однако некоторые этнографы, например, профессор Н. В. Юхнёва (Санкт–Петербург), полагают, что можно говорить об образовании особой этнической общности – “русские евреи”. Проведенное в 1997 – 1998 гг. социологическое исследование, возможно, это подтверждает. Согласно ему, 60,5% евреев и людей частично еврейского происхождения рассматривали своё самосознание одновременно как еврейское, так и русское. Далее, при опросах чистокровных евреев и людей, имеющих частично еврейское происхождение, 41,3 % опрошенных определяли себя как “русские евреи” или просто “россияне”, тогда как однозначно евреями назвали себя лишь 18,4%. ( Ц. Гительман, В. Червяков, В Шапиро. Национальное самосознание российских евреев. Материалы социологического исследования 1997 - 1998// Диаспора. М. 2000. ?3 С. 66 – 67). Исходя из этого, можно полагать, что общее количество людей потенциально исторически тяготеющих к иудаизму (собственно евреи и лица частично еврейского происхождения, а также возможно часть нееврейских членов их семейств) на пространстве бывшего СССР достигает не менее трёх миллионов человек. . Кроме того, чисто российским явлением остается движение геров, именовавшихся ранее “жидовствующие”, то есть русских людей, принявших иудаизм. Сегодня в России идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жизни страны сегодня , несомненно, является Москва, где по приблизительным сведениям проживает около 200 тыс. лиц еврейского происхождения. Там размещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских религиозных законов, синагоги, различные религиозные учебные заведения, еврейские школы и Еврейский университет и другие организации.. Другим центром иудаизма в России является Санкт-Петербург, в котором проживает около 100 тысяч человек еврейского происхождения. Там также имеется Хоральная синагога, две ешивы, Петербургский еврейский университет, школы, культурно-просветительские и благотворительные организации, выходит еврейская газета “Народ мой” и другие издания. Синагоги работают в десятках городов России, активизировалась культурно-религиозная жизнь малых этнографических иудейских групп - горских, грузинских, среднеазиатских евреев. В России издаётся большое количество разнообразной религиозной литературы, в частности, перевод Талмуда на русский язык. Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России. В иудейской общине России сформировались два больших объединения. Первое – Федерация еврейских общин России (ФЕОР) во главе с раввином хасидского направления Хабад Берлом Лазаром, неофициально рассматриваемым властями как главным раввином России. (Следует, правда, указать, что в иудаизме после разрушения Иерусалимского Храма отсутствует жесткая религиозная иерархия, все общины и их духовные руководители – раввины формально равноправны). Другим религиозным объединением является связанный с Российским еврейским конгрессом (РЕК) – Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), который возглавляет раввин ортодоксального иудаизма Московской хоральной синагоги А. Шаевич.. Важным событием марта 2002 г. является съезд новой организации – Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК).. Литература: 1. В.Л. Вихнович. 2000 лет истории евреев России.. СПб. 2012; 2. В.Л . Вихнович. Иудаизм . СПб. 2010. 3. Еврейская энциклопедия. СПб., 1908 – 1913; 4. Советский Союз. // Краткая еврейская энциклопедия. Т 8. Иерусалим. 1996.;5. Ю. Гессен. История еврейского народа в России. Москва–Иерусалим. 1993.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |