КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

иудаизм и антисемитизм

ИУДАИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ

ИУДАИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ – Антисемитизм – обобщённое наименование системы взглядов, настроений и действий, в основу которых положено враждебное отношение к евреям. Первоначально термин «А» употребил в 1882 г. немецкий журналист Марр, указав тем самым, что иудаизм зародился на Древнем Востоке среди народа, говорившего на языке семитской языковой семьи. Более того, Марр, следуя распространённой тогда в Германии расовой теории, полагал евреев особой расой отличной от «арийской». Термин этот закрепился в научной литературе и публицистике, хотя его неправомерность очевидна, поскольку, помимо древних, живые арабский и эфиопские языки также являются семитскими, а иудеи в течение многих веков употребляли семитский древнееврейский язык только в богослужебных целях. Кроме того, даже ещё до н. э. иудейские общины пополнялись за счёт прозелитизма, и иудейская диаспора во многом за счёт этого по численности превышала численность населения населения самой Иудеи. Поэтому о расовом единстве иудеев говорить не приходится. Поскольку история взаимоотношений иудейских общин с окружающим миром насчитывает более двух тысячелетий то, в случае каких-либо конфликтов вплоть до эпохи массовой секуляризации (19 и 20 вв.) правомерно говорить не об антисемитизме, а об антииудаизме. Фундаментальное отличие здесь в том, что раса – понятие биологическое и её изменить нельзя, а религия – дело веры и её перемена дело вполне возможное и, более того, достаточно нередкое. Иудейская община в диаспоре в древности и Средние века представляла собой одновременно определённое социально – экономическое сообщество. Поэтому меры политического, идеологического и экономического характера, направленные против общины несомненно самым непосредственным образом воздействовали на отдельного её члена, не желавшего её покинуть. Отсюда нередко фактически антииудаизм был на деле синонимом антисемитизма. Характерным примером этого может служить эпизод из книги Есфирь (3:8), когда придворный персидского царя Аман, замышляя истребить евреев говорит царю: «есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов и законов царя они не выполняют». В греко – римском мире иудейские общины появляются в городах Средиземноморья и входят в широкий контакт с эллинистической культурой и эллинистической полисной системой. При этом усвоение греческого языка и эллинской культуры происходило настолько быстро, что уже в 250 г. до н. э. в Александрии Египетской был осуществлён перевод Библии на греческий язык. Нежелание и невозможность для приверженцев монотеистического иудаизма включиться в религиозное единство с язычниками привело к возникновению антииудейской эллинистической литературы. Первым идеологом антииудаизма признается египетский жрец Манефон (3 в. до н. э.), в карикатурной форме описавший библейскую историю Исхода евреев из Египта. В Александрии же появляется сочинение Апиона, где иудеи обвиняются в ритуальных убийства и поклонении в Иерусалимском Храме ослиной голове. Тем не менее эллинистические правители и римские императоры неоднократно признавали права иудеев жить по законам предков и даже предоставляли им некоторые привилегии. Подавление восстаний в Иудее, как правило, не вызывало продолжительных мер против иудаизма как религии. Более того, с возникновением христианства римские власти, обеспокоясь его распространением среди язычников стали в известной мере благосклонней относиться к иудаизму, признавая его только национальной религией. После победы христианства положение приверженцев иудаизма ухудшилось. Христианство, зародившись в мире иудаизма, со временем вышло за его рамки и провозгласило себя Новым Израилем. Тем самым подчеркивалось, что миссия Старого Израиля (Иудейства) завершена с явлением в мир Сына Божия Иисуса Христа. Вместе с тем традиция, сохранённая в послании Апостола Павла к римлянам (11: 26-27), возвещала, что в своё время « ... весь Израиль спасётся, как написано: приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их». В связи с этим, иудаизм не могли теоретически просто запретить как язычников и еретиков, подвергавшихся жестоким гонениям. Однако, по мере укрепления власти церкви над обществом антииудейские тенденции выражались в стремлении побудить иудеев уверовать в то, что евангельский Иисус является тем самым Мессией, приход которого был предсказан пророком Исайей. Поскольку это не удавалось добиться убеждениев, то иудеев старались изолировать от остального общества. Чтобы оградить христиан от влияния иудаизма, иудеям запрещалось держать христианскую прислугу, занимать общественные должности появляться на улицах в Страстную неделю. Они обязаны были носить отличительный знак, им запрещалось свидетельствовать против христиан на суде и т. д. С началом крестовых походов в 11 в. иудеев стали обвинять в осквернении христианских святынь, они якобы «Враги Христовы», «богоубийцы». Затем последовали инсценировки ритуальных убийств христиан, якобы совершённых иудеями. Периодически конфисковывались и уничтожались иудейские богослужебные книги, прежде всего Талмуд. Все это способствовало массовым погромам иудейских общин, их разорению и изгнанию из различных стран Европы , избежать которых иудеи могли только посредством крещения. Самым трагическим событием такого рода было изгнание иудеев из Испании в 1492 г., означавшее конец процветающей и творчески очень плодотворной общины иудеев -сефардов. С возникновением книгопечатания пропаганда против иудеев усилилась, причём значительная роль здесь принадлежит Лютеру. Идеолог Реформации был весьма разочарован тем, что и после обличения им католицизма, иудеи не обратились к христианству протестантского направления. Надо сказать, что в православной Византии, хотя велась острая антииудейская полемика, всё же до погромов а так же до обвинений иудеев в ритуальных убийствах дело не доходило. После принятия византийского православия на Руси в самом Киеве и других местах ещё со времён иудейской Хазарии продолжали существовать иудейские общины. Беспорядки в Киеве 1113 г., при которых пострадали иудеи не носили религиозного характера. В Московском государстве правительство, напуганное новгородско-московской ересью «жидовствующих» (кон. 15 – нач. 16 в.), категорически запретило въезд евреев, не принявших христианство. После разделов Польского королевства в Российской империи оказалось около 2 млн. иудеев. Политика властей империи вплоть до революции 1917 г. носила антииудейский характер. Все многочисленные и тяжёлые правовые ограничения носили не антисемитский, а антииудейский характер, поскольку на перешедших в одну из христианских религий они не распространялись. Вместе с тем из католической Польши в Россию проникают обвинения иудеев в ритуальных убийствах. Хотя Александр I в 1817 г. запретил такие обвинения только «без всяких улик, по единому предрассудку», такие обвинения периодически возникали в течение 19 в., но никогда не были доказаны. Вместе с тем во второй половине 19 в. в России появились антииудейские сочинения. Самыми заметными из них были книги Я. Брафмана «Книга Кагала» (1868 г.) о вредоносности иудеев для окружающего мира и Лютостанского «Об употреблении евреями сектаторами христианской крови» (1876), обвиняющая евреев в ритуальных убийствах. С развитием революционного движения в России антииудейская составляющая антисемитской пропаганды реакционных кругов ослабевает, замещаясь обвинениями евреев в организации революции. Последней попыткой возвести на иудеев обвинение в ритуальном убийстве было окончившийся полным провалом правительственной юстиции «Дело Бейлиса». В отличие от России, в Европе, особенно в Германии, иудаизм считался порождением «еврейской расы». Фюрер германских нацистов дошёл даже до утверждения того, что христианство создано евреями, в частности апостолом Павлом, для разрушения великой арийской Римской империи и служит орудием для одурачивая немцев и других арийцев.

Литература: Атисемитизм.//Еврейская энциклопедия. СПб. 1908 – 1913; Л. Поляков. История антисемитизма. Тт. 1, 2. Москва-Иерусалим. 1998; И. Фест. Адольф Гитлер. Пермь. Т.2 С. 22, 31-32.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.