|
Проекты, учреждения иудаизм и сионизмИУДАИЗМ И СИОНИЗМ – исходные идеи ортодоксального иудаизма и светского национального движения сионизма не только не являются идентичными, но в значительной степени противоречат друг другу. Безусловно, иудаизм придает особое значение связи еврейского народа, потомков библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова со Святой землей, называемой также Эрец Исраэль (Земля Израиля). Эта связь красной нитью проходит через ТАНАХ и другие религиозные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами для этой страны служат “Иерусалим”, по имени ее священной столицы или “Сион”-горы в центре Иерусалима. В этом смысле показательны стихи из псалма №136: “При реках Вавилона сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе................Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя ..” После разрушения еврейской государственности и изгнания народа была твердая вера, что в свое время придет помазанник Божий Мессия, который вернет всех изгнанников в Эрец Исраэль. Как сказано в книге пророка Иеремии (32:37) : “Вот Я (Господь) соберу их из всех стран, в которые Я изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие”. Почитание Святой Земли было настолько велико, что считалось предпочтительней жить там в населенном месте среди неиудеев, чем вне ее пределов среди иудеев. Самый торжественный праздник Пасхи заканчивался пожеланием: “Следующий год в Иерусалиме!”. Верующие полагали за счастье окончить жизнь в Земле Израиля, причем религиозные общины оказывали материальную помощь паломникам и отдельным переселенцам. Однако воссоздание еврейской государственности считалось делом грядущего Мессии - посланца Божия. Ситуация начала меняться после трудов немецко-еврейского философа Моисея Мендельсона (1729–1726) и победы Французской революции, провозгласившей равноправие иудеев в секуляризированном обществе. Последователи Мендельсона пришли к идее реформистского движения, полагающего, что последователи иудаизма – не являются народом, а представляют собой религиозную общину. Отсюда следовало, что иудеи это «немцы, англичане, французы, поляки и т. д. Моисеева закона». Поэтому они должны отказаться от молитв с призывами о приходе Мессии и о желании «возвратиться в Сион». В свою очередь под влиянием успехов национально-освободительных движений в Европе в XIX в рядом представителей ассимилированной в европейскую культуру еврейской интеллигенции стали развиваться идеи политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи – это не просто религиозная община, но, прежде всего, народ, который как и все народы имеет право жить в своем государстве, естественно не дожидаясь прихода Мессии. Главными идеологами этого движения были немецко-еврейский публицист Мозес Гесс (“Рим и Иерусалим”, 1862 г.), сочетавший мессианские идеи с коммунистическими, Лев Пинскер (“Автоэмансипация – призыв русского еврея к своим соплеменникам”, 1882 г.) и ,особенно, основатель современного сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист, опубликовавший в 1896 г. основополагающую работу “Еврейское государство”. При этом Пинскер и Герцль допускали гипотетическую возможность того, что будущее еврейское государство может не находиться именно на исторической родине иудаизма. Однако традиция взяла свое, и после включения в сионистское движение находившихся под сильным влиянием русских социалистических движений выходцев из Восточной Европы решительно возобладала ориентация на Палестину. При этом первые сионисты, основавшие в Палестине киббуцы –сельскохозяйственные поселения коммунистического типа, – были по своим убеждениям в основном нерелигиозными, а то и активными атеистами. Первоначально против политического сионизма выступили наряду с реформистами подавляющее большинство представителей традиционного иудаизма, полагавших, что дело восстановления еврейской государственности не может быть предметом усилий грешных людей. Но небольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 г. в Вильно объединение “Мизрахи”, присоединившееся к Всемирной сионистской организации. В ее воззвании утверждалось, что “Сион и Тора - это две святыни, дополняющие друг друга и нуждающиеся друг в друге”. Главным идеологом этого движения был переселившийся из России в Палестину Рав Кук. Он поддержал идеи политического сионизма, за что подвергался резкой критике со стороны виднейших религиозных деятелей. Катастрофа европейского еврейства во время Второй мировой войны сгладила эти противоречия . Однако характерно, что в Декларации о провозглашении независимости государства Израиль от 14 мая 1948 г. отсутствует прямое упоминание о Боге. Позднее стало известно, что атеисты отказывались подписывать документ с таким упоминанием, а верующие требовали обратного. В ходе сложных переговоров в текст было включено нейтральное выражение “Оплот Израиля”. Сегодня отношения ортодоксального иудаизма с политическим сионизмом, олицетворяемым прежде всего с государством Израиль, можно охарактеризовать как весьма непростые. Среди критиков идей сионизма можно назвать много видных иудейских религиозных мыслителей: С. Гирша, И. Бревера, Г. Когена, Й. Лейбовича и др. Характерно мнение Лейбовича, что государство, не реализующее идеи ортодоксального иудаизма, создает новый израильский народ, который не является продолжением прежнего еврейского. Электорат религиозных партий составляет потенциально около 20 процентов еврейского населения Израиля. Эти партии представляют как сионистов так и несионистов, причем баланс между ними все время колеблется то в одну, то в другую сторону. Несионистские религиозные группы и движения полагают, что государство Израиль, провозглашающее себя еврейским , законно в религиозном смысле лишь “де-факто”, но не “де-юре”. По их мнению, подлинное возрождение еврейского государства остается прерогативой Мессии. Они в целом склонны к компромиссу с арабами. Крайнюю антисионистскую позицию занимают экстремистские группировки - “Наторей Карта” (по - арамейски “Стражи города”) и хасидское движение последователей Сатмарского ребе (Сатмар - город в Венгрии). Сторонники этих немногочисленных движений не принимают участия в выборах, открыто выражают безразличие к судьбе государства и активно сотрудничают с палестинскими лидерами. Напротив религиозные сионисты активно поддерживают светские сионистские партии. но оспаривают их взгляды по религиозным вопросам. Всё же в целом большинство иудейских религиозных лидеров во всем мире положительно относится к государству Израиль, отказываясь при этом признавать его реализацией мессианской идеи. Серьёзным камнем преткновения между религиозными и светскими сионистскими партиями в Израиле являются многие вопросы, в частности, иммиграционной политики. Религиозные ортодоксы требуют считать имеющими безусловное право на иммиграцию только тех лиц, которые являются евреями согласно иудейским религиозным законам. Таковыми, по их мнению, являются дети матери еврейки или принявшие иудаизм («гиюр») по правилам ортодоксального иудаизма. В свою очередь, сторонники светского сионизма, выступая против этих претензий ортодоксов, требуют отмены многочисленных привилегий, предоставленных религиозным школам, освобождения учащихся религиозных заведений от воинской обязанности и других льгот. Следует указать, что среди израильских граждан находят отклик идеи активного атеизма и даже теория «ханаанизма» (от библейского названия страны «Ханаан»). Согласно этой теории, как это и предполагал Лейбович, в Израиле формируется новая нация, не опирающаяся на прежнюю историческую и религиозную традицию. Литература: С. М. Гасратян. История и идеология еврейского религиозного движения XIX – XX вв. М. 1999. В. Л. Вихнович Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |