|
Проекты, учреждения иудаизм
Иудаизм – ( от евр. йехуда – призванный восхвалять Бога) –древнейшая монотеистическая религия, возникшая на Ближнем Востоке в среде древнееврейского народа во II тыс. до н. э., впоследствии ставшая основой еврейской цивилизации, объединяющая различные этнографические группы евреев. Главным и незыблемым принципом веры в И. является признание Единого Бога, которое выражается в молитве “Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един”(Второзаконие, 6:4) . По-еврейски она обозначается словом “Шма” (“Слушай”). Следует указать, что здесь и далее под еврейским понимается язык, относящийся к семитской группе языков, который был разговорным у евреев на исторической родине, на котором написаны Священное Писание и молитвы. Иногда его называют древнееврейским. Современный вариант этого языка - “иврит” - возрожден в качестве языка общения в государстве Израиль. Более детально основополагающие идеи И. изложены в Десяти заповедях, дарованных согласно традиции, Богом на горе Синай (XIII в. до. н. э.) через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом Израиля по имени внука патриарха Авраама - Иакова-Израиля. Вот текст этих заповедей (Исход 20:2-17): 1.Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. 2.Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь Бог твой - Бог ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4.Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. 6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Этими заповедями закреплялся особый договор - “Завет” - между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту “избранным” в смысле первообладателя Священного учения-Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить слово Божие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и человека а остальные шесть отношениям людей между собой. Причем в иудаизме считается абсолютно неразделимым любовь к Богу и человеку как творению Б-га. Поэтому в любом акте сострадания и милосердия присутствует Божественное начало. Разумеется, это относится не только к евреям, избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении и поэтому для нееврея даже гораздо легче достигнуть праведности, поскольку ему необходимо придерживаться только семи заповедей, предписанных всем сыновьям Ноя. Он только должен избегать: 1. Идолопоклонства. 2. Разврата и прелюбодеяния. 3. Кровопролития. 4. Поругания имени Б-жьего. 5. Несправедливости и беззакония. 6. Грабежа. 7. Жестоких, бесчеловечных поступков, в частности, жестокого обращения с животными. Однако в рамках общих положений иудаизм допускает большую свободу мысли в их толковании и осмыслении. Ввиду этого известны различные способы догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель Гилель, живший на рубеже новой эры, так ответил язычнику, просившего его сообщить сущность иудаизма за то время, когда он будет стоять на одной ноге: “не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.” Лит. В. Л. Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010; Й. Телушкин. Еврейский мир. М. Иерусалим.1992; Н. Бялик Н и И. Равницкий. Агада , Иерусалим, 1992 . С. 280. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |