|
Проекты, учреждения кришнаизмКРИШНАИЗМ – общее наименование ряда монотеистических вишнуитских школ, считающих Кришну единственной или изначальной формой Брахмана (высшего Божества). Большинство школ К. возводят свою генеалогию либо к движению бхагаватов (I тыс. до н. э.), либо к южноиндийскому (тамильскому) культу бога Мала (Тирумала), приобретшему мистическое измерение в поэзии альваров (тамильских вишнуитских поэтов). Объектом раннего бхагаватистского культа был вождь племени ядавов Кришна-Васудева, рассматривавшийся как высшее Божество через призму «Бхагавадгиты» и школы панчаратра. Последующее отождествление Кришны-Васудевы с Вишну «Ригведы» с одной стороны, и “божественным младенцем” Гопалой с другой приводит к появлению синтетического образа Кришны-Всевышнего, наиболее последовательно представленного в «Бхагавата-пуране» (конец I тыс. н.э.). Приблизительно в конце I тыс. н.э. К. встречается с ортодоксальными школами веданты (в частности, адвайта-ведантой Шанкары), и, как результат, формирует собственные ведантистские религиозно-философские школы, обретая своё место в рамках индуистской ортодоксии. Основными ведантистскими школами, возникшими в Средние века в рамках К. стали: кумара-сампрадая (мифологические основатели – братья Кумары, получившие откровение от Вишну в форме лебедя-Хамсы; исторический основатель – Нимбарка (XIII в.)); рудра-сампрадая (также пушти-марг; мифологический основатель – Шива; исторические основатели – Вишнусвами (раннее средневековье) и Валлабха (1479–1533)); гаудия-сампрадая (мифологический основатель – Брахма; исторический основатель – Чайтанья (1486–1534)). Будучи движениями бхакти, четыре вышеуказанные школы также инкорпорируют значительный тантрический (шактистский) элемент, развивая философию шакти (божественной энергии), неотличной от Брахмана и являющейся Его проявлением в тварном мире. В К. роль шакти играет либо возлюбленная юности Кришны – Радха (впервые упоминаемая поэтом IX в. Ясатилакой (Яшаcтилакой). Чампукавьей и подробно описанная в XIII в. Джаядевой в «Гита-говинде»), либо его законная супруга Рукмини (подробно описанная в «Бхагавата-пуране»). Их культ включает в себя храмовую и бытовую пуджу (богослужение) перед идолами Кришны, его воплощений и его шакти; почитание священных камней-шалаграмов; паломничество к святым местам К. и пр. Не разделяя доктрину адвайта-веданты о принципиальном единстве Брахмана и живого существа, ведантистские школы К. видят высшую цель в достижении высшей обители Кришны (Кришна-Вайкунтха, или Голока), считая её вечным прибежищем живого существа. Помимо вышеуказанных школ, распространенных по всей Индии, в настоящее время существуют и локальные неведантистские школы К., такие как варкари-сампрадая (Махараштра) и экашарана-дхарма (Ассам). Учение и практика первой основана на почитании главного идола города Пандхапур (Махараштра) Витхобы (Виттхала), считающегося изначальной формой Кришны и источником всех его прочих воплощений. Священный текст варкари – «Хари-патх», представляет собой сборник стихотворений средневековых поэтов-бхактов, включая Джнянешвара, Тукарама и Эканатха. Школа располагает собственным комментарием на «Бхагавадгиту» («Бхавартха-дипика»), принадлежащим перу Джнянешвара и сочетающим бхакти с элементами адвайтистской мысли. Вторая школа появилась в связи с проповеднической деятельностью ассамского святого Шриманты Шанкардевы (1449–1568), который отказался от систематического изложения философии в пользу личного бхакти, достижимого через непрестанное повторение имени Кришны. Вместе с тем Шанкардева постулировал единство двух аспектов Брахмана (ниргуна и сагуна); тождество Нараяны вед и Кришны пуран; идентичность живого существа и Брахмана и возможность достижения освобождения при жизни (дживанмукти). В системе взглядов экашарана-дхармы отсутствует почитание шакти Кришны. И варкари и последователи экашарана дхармы придерживаются эгалитаризма, проповедуют идеалы всеобщего равенства и ненасилия. Большинство кришнаитских организаций, действующих за пределами Индии, особенно на Западе, принадлежат к школе гаудия-вайшнава. Самые крупные из них – Международное общество сознания Кришны и «Чайтанья сарасват матх». В США и Великобритании также существуют центры школы пушти-марг, представленные прежде всего иммигрантами из Индии. Лит.:<#whitespace />Beck G. L. Alternative Krishnas: Regional and Vernacular Variations on a Hindu Deity. Albany: SUNY Press, 2005; Mullik B. Krishna and Krishnaism. S. K. Lahiri & Co, 1898; Schweig G. Dance of Divine Love: The Rasa Lila of Krishna from the Bhagavata Purana, India's Classic Sacred Love Story. Princeton: Princeton University Press, 2005. М. Б. Демченко Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Демченко М. Б. |