|
Проекты, учреждения западничествоЗАПАДНИЧЕСТВО – умонастроение части русской интеллигенции и направление общественной мысли, отрицающее положительную самобытность России в духовном, культурно-историческом, социально-политическом отношениях и проповедующее необходимость всесторонней европеизации (вестернизации) страны. Будучи специфически русским миросозерцанием, проникнутым верой в Европу как в «страну святых чудес» (А.С.Хомяков), З. оформилось в 30-40-е гг. XIX в. полемике со славянофильством, став его мировоззренческой и идеологической альтернативой. Существенную роль в теоретическим становлении З. сыграло творчество П.Я. Чаадаева, первое «Философическое письмо» которого явилось основополагающим манифестом западнического вероисповедания. С 30-х годов XIX в. и до наших дней мысли Чаадаева о внутренней неопределенности, бесформенности России, о неразвитости русского ума, о порочном византийско-православном наследии, об отсутствии в России собственной исторической традиции и о необходимости ее создания в свете западного просвещения посредством рациональной работы интеллигенции являются мировоззренческими устоями З. В качестве видных теоретиков и деятелей западнического направления следует указать на В.Г.Белинского, Т.Н.Грановского Б.Н.Чичерина, К.Д.Кавелина, П.Н.Милюкова, делавших ставку на европейский интеллектуальный и социально-исторический опыт. Если славянофилы ориентировались на многовековое религиозно-нравственное и культурное наследие своего народа, стремясь актуализировать народно-православные начала русской жизни при помощи форм европейской философии, то западники полагали необходимым заново отстраивать, цивилизовать Россию силами верящей в Европу интеллигенции. Отсюда проистекает типологически резкое различие в самих способах восприятия славянофилами и западниками своей страны. В сознании западников Россия – только политическая, экономическая, этнографическая величина, а именно – отсталая полуазиатская страна, требующая решительного рационального реформирования. В сознании славянофилов Россия – понятие метафизическое, а именно – общественно-культурное произведение соборной души русского православного народа, цивилизация «внутренней правды», устремленная к идеалу Святой Руси и занимающая свое уникальное, промыслительное место в духовной структуре мироздания. Из очерченного различия двух основополагающих мировоззрений интеллигенции становится ясным, почему лишенное глубокой причастности к какой-либо религиозно-духовной традиции, оторванное от русской и от европейской культурной почвы З. оказывалось в принципе духовно поверхностным и культурно неплодотворным умонастроением. Не в состоянии постичь ценности национально-исторической самобытности и православных источников русского духовного своеобразия, З. в практическом плане часто порождало беспочвенные ориентации. Будучи верой в безусловную общечеловеческую значимость европейской цивилизации, стремясь насадить ее формы в России, оно изначально предрасполагало к идеологическому и политическому произволу. Что именно заимствовать из обширного и многопланового опыта Европы, очевидно, определяли в решающей мере субъективно-вероисповедные мотивы. И они же, как всякий субъективизм и волюнтаризм, часто обусловливали бюрократическое навязывание нации тех или иных заимствованных извне социальных образцов, увиденных подчас даже не в реальной западной жизни, а в химерических проектах всякого рода европейских утопистов. Критическое отношение западников к традиционным ценностям, пропаганда права, науки, обновления форм общественной жизни стимулировали развитие общественного сознания, побуждали к культурному синтезу, являлись фактором социально-исторической динамики. Однако положительные плоды этой динамики возникали отнюдь не в сфере западнической идеологии, а в сфере более почвенных, православно ориентированных идейных течений. Ибо всякое положительное развитие в России было возможно лишь через освоение православной традиции, а не через отрицание ее. Через такого рода отрицание возможно было осуществить только революцию против прошлого и настоящего. Следовательно, З., изначально отрицавшее религиозную истинность и культурную ценность православия, было по самому своему принципу революционно ориентированно относительно традиционных устоев жизни России. Не случайно именно в русле западнического мировоззрения осуществляется быстрый переход от поверхностного увлечения католицизмом (Чаадаев, Вл. Соловьев), к атеистическим революционным теориям и крайним в своей утопичности и беспочвенности формам анархо-либерализма и пролетарского коммунизма. И только косвенным образом З. способствовало углублению собственно русского культурного самосознания, в той мере, в какой стимулировало развитие национальной философии культуры и почвенной общественной мысли, стремившейся дать позитивное выражение исконной самобытности России как национально своеобразной продолжательницы наследия византийской и европейской цивилизаций. Соч.: Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986; Белинский В.Г. Руководство к познанию новой истории для средних учебных заведений, сочиненное С. Смарагдовым // Полн. собр. соч. М. 1955. Т. 8;<#whitespace />Анненков П.В. Парижские письма. М. 1983; Его же. Литературные воспоминания. М. 1983;<#whitespace />Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. Гл. IV. Собр. соч. в 8 томах. Т. 3. М., 1975; Герье В., Чичерин Б. Русский дилетантизм и общинное землевладение. М.,1878; Кавелин. К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989; Градовский А.Д. Либерализм и западничество // Собр. соч. СПб., 1906. Т. 6;<#whitespace />Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. 1909-1910. М., 1991; Его же. Разложение славянофильства. // Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. Сборник статей и этюдов. СПб.,1903; Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. Полн. собр. соч. и избр. письма. Т. 1. М., 1991; Его же. «L`Univers». 15 января 1854. Полн. собр. соч. и избр. письма. Т.1. Лит.: Соловьев В.С. Западники, западничество // Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов Н/Д. 2000. С. 132-134; Его же. Национальный вопрос в России. Вып. 1-2 // Соч. в 2-х тт. Т. 1. Философская публицистика. М., 1998; Григорьев А.А Западничество в нашей литературе // Собр. соч. М., 1915. Вып. 3; Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. СПб., 1882 (второе изд.)4 То же. Кн. 2. СПб., 1889; Нелидов В. (сост.) Западники 40-х годов. М., 1910; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997; Алексеев Н.Н. Русское западничество // Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998; Егоров Б.Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры. Т. 5. (XIX век) М., 1996; Олейников Д.И. Классическое российское западничество. М., 1996; Блехер Л.И., Любарский Г.Ю. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и нового средневековья. М., 2003; Западники и националисты: возможен ли диалог? М., 2003.<#whitespace /> Теги: политика и государство, русская философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Ермичев А. А. |