КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

рерихианство

РЕРИХИАНСТВО (самоназв. - Агни-йога, или Живая этика) – синкретическое оккультное учение, созданное Н. К. Рерихом и Е. И. Рерих. Р. принимает основные идеи теософии Е. П. Блаватской, кроме того, несомненно влияние Ч. Ледбитера, Р. Штейнера, Сент-Ив д`Альвейдра, А. Кингсфорд, В. Крыжановской, Р. М. Бак. При этом наряду с теософской в основополагающих произведениях Рерихов используется своя собственная терминология (напр., «астральная сфера» именуется «Тонким миром»). Как и Блаватская, Рерихи претендовали на обладание связью с махатмами и разработали оригинальную версию мифа о них. По утверждению Е. И. Рерих, именно в сотрудничестве с махатмой Морией ею были написаны книги из серии «Агни-йога», ставшие основными каноническими текстами Р. Подобные утверждения вызвали негативную реакцию у многих приверженцев «ортодоксальной» теософии. В свою очередь, Рерихи, будучи первоначально членами Теософского общества, со временем разорвали с ним отношения, объявив данное общество утратившим «водительство махатм».

К числу оригинальных идей Р. принадлежат прежде всего представления об Агни, «духовном огне», служащим основой всех вещей и явлений в космосе, выступающем в роли безличного божества («Бог Махатм – Бог Космический, вернее, сам Космос»). Р. также отличают ярко выраженная дихотомия добра и зла (как и в манихействе, «борьба Света и Тьмы» не только характеризует историю человечества, но и лежит в основе всей жизни мироздания), вера в скорое пришествие шестой расы и наступление новой эпохи, отсутствовавшие в теософии Е. П. Блаватской. Подобные особенности связаны прежде всего с бурной исторической обстановкой первой половины XX в., в которой происходило складывание Р. Отсюда его большая, по сравнению с теософией, практическая направленность. Рерихи придавали важное значение не только развитию парапсихологии («овладению психической энергией»), но и вопросам сохранения памятников культуры (вплоть до сакрализации культурного наследия) и женскому движению, что находило обоснование с оккультной точки зрения: так, памятники культуры объявлялись «конденсаторами психической энергии», а феминизм выступал как следствие необходимости «восстановления равновесия космических начал». Сам Н. К. Рерих, будучи известным живописцем, облёк свое мировоззрение в художественную форму. Основоположников Р. также отличал интерес к русской национальной культуре и стремление отыскать родственные связи между Древней Русью и Индией и Востоком вообще. В этом отношении их взгляды во многом были созвучны идеям евразийцев. Веря в особую миссию России и особенно её азиатской части – Сибири, Рерихи разработали свой утопический проект общественного устройства, представляющий собой причудливое соединение теократии и кооперативного социализма. В разные годы они связывали надежды на реализацию своего проекта с Советской Россией, США, Японией и русской эмиграцией на Дальнем Востоке.

По сравнению с теософией Р. получило гораздо меньшее распространение, ограничиваясь в основном русскоязычным культурным пространством. Пережив пик своей популярности в конце 1980 – начале 1990-х гг., в настоящее время оно сохраняет влияние в определенных кругах, хотя само движение последователей Рерихов находится в кризисе, вызванном размыванием социальной базы и многочисленными внутренними конфликтами.

Лит.: Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование). СПб., 2008; Дубаев М. Л. Рерих. М., 2003; Рерих Е. И.: 1) Письма. В 9-ти т. М., 1999 – 2009; 2) У порога Нового Мира. М., 2007; Рерих Н. К. Шамбала. СПб., 2012; Рерихи: мифы и факты. СПб., 2011;<#whitespace />Росов В. А.: 1) Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План. М. – СПб., 2002; 2) Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга II: Новая Страна. М. – СПб., 2004; Учение Живой Этики: В 3-х т. СПб., 1993.

А. А. Игнатьев


Теги:  теософия
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Игнатьев А. А.