|
Проекты, учреждения исихастыИСИХАСТЫ- приверженцы учения об исихии (греч. hesyhea 'молчание, покой'), священнобезмолвии, распр. в византийских мон. И. проповедовали спец. систему упражнений в богомыслии, к-рые приобщали к таинствам созерцат. жизни. Подвиги исихии включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, т.н. умное делание, - концентрацию умств. энергии в обл. сердца, многократное повторение "Иисусовой молитвы", душевную сосредоточенность. Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсанофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т.е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. omphalopsychia - пуподушие). За И. вступился Григорий Палама (1297-1360). Т.н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около тридцати лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов. основы исихазма выявились в ходе истолкования Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т.е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы - путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Богослов. изыскания последнего были необходимостью оправдания мистич. культуры посвященного тела. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются им в его творениях: "Прозопопея, или сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Второе слово на Преображение Господне", "Наставление безмолвствующим", "О безмолвии и молитве", "О безмолвии", "Три слова в защиту священнобезмолвствующих" и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.
Теги: православие, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Исупов К. Г. |