|
Проекты, учреждения персонализмПЕРСОНАЛИЗМ(от лат. persona — личность) — теистич. филос. мировоззрение, утверждающее личность как первичную реальность, безусловную духовную ценность и высший творчески-организующий фактор мировой действительности. Верховнм Творцом мира П. признает абс. личность Бога, а чел. личность рассматривает как сотворца, реализующего свои созидательные возможности в той мере, в какой человек является Образом и Подобием Божиим. П. понимает под чел. личностью уникальное, самоценное, свободное духовное существо, преломляющее и интегрирующее в себе все планы действительности. Он утверждает примат личности над материальной необходимостью и коллективными формами существования; признает неразрывную органич. связь отд. «Я» со множеством «Ты»; критически относится к рационализированным способам познания; положительно оценивает верообоснованные и экзистенциально-волевые формы отношения к миру. Метафизич. концепция П. отличается пониманием реальности как творческого процесса, осн. к-рого является активность свободных личностей, соединяемых в духовный организм и целенаправляемых единым Божеств. Духом. Последовательно персоналистич. философия возможна только в рамках христ. теизма, поскольку личностная сущность Бога здесь не оказывается «вещью в себе», а безусловно и положительно выявляется в личности Иисуса Христа. Гл. догматич. истины христианства (Триипостасность Бога, неслиянность и нераздельность Ипостасей, творение мира из ничего, Боговоплощение, бессмертие индивидуальной души) могут рассматриваться как существенно персоналистические по своему смыслу. П. сформировался в кон. 19 в. в России и США, затем в 1930-х гг. получил развитие во Франции и др. странах. В России персоналистич. идеи выдвинули и развили Н. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. Лосский, Вяч. Иванов, в США — Б. Боун, Р. Флюеллинг, Э. Браймен, во Франции — Э. Мунье, Ж. Лякруа, М. Недонсель. Персоналистич. начало в рус. философии определилось задолго до теоретич. формулирования П., т. к. оно было связано с православ. пониманием самоценности конкретной чел. души и идеей соборности существования, в к-ром личная душа не растворяется, а обогащается и укрепляется духом общей веры и любви. Среди рус. религ. философов трудно найти хотя бы одного, стоящего на принципиально имперсоналистич. позициях. Секулярная обществ. мысль в России, за исключением, разумеется, марксистского лагеря, также отличалась патетической окрашенностью идеи личности и свободы. Наиб. яркую разновидность секулярного социологич. персонализма с уклоном в индивидуализм представляют воззрения Н. К. Михайловского. Среди религ. философов наиб. выраженным персоналистом на уровне антропологич. сознания был Н. Бердяев, к-рый, однако, в своей общей метафизике отступил от принципов христ. П. Положив предел всемогуществу Божию, противопоставив Творцу неподвластную всецело, иррациональную, безначальную и безличную стихию Ungrund, Бердяев придал ограниченный смысл творческой природе Бога и относительный характер Его личности. Лит.: Михайловский Н. К. Борьба за индивидуальность. Соч. СПб., 1896. Т. 1.; Лосский Н. О. Мир как органическое целое. М., 1917; Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947. Ч. 2, разд. 4;
Теги: морфология культуры, феноменология религии, русская философия Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Исупов К. Г. |