КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

Вестник Русского студенческого христианского движения

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Вестник Русского Студенческого Христианского Движения Le messager (с 1974 г. Вестник Христианского Движения). Старейший религиозно-философский, общественно-политический и литературный журнал русского Зарубежья. Возник как печатный орган РСХД, первый, выпушенный на ротаторе номер (1 декабря 1925 года), был подготовлен И. Лаговским, Н. Зерновым и распространялся по подписке. Вестник информировал подписчиков о деятельности РСХД, текущих задачах Движения, публиковались материалы съездов РСХД. Авторами первых выпусков были прот. С. Четвериков, Н. Бердяев, прот. С. Булгаков, Г. Федотов (редактор журнала с 1931 г.) и др. В 1926 благодаря содействию издательства «YMСA-Рress» выходит в свет Вестник, отпечатанный типографским способом, журнал выходил ежемесячно (от 30 до 60 страниц), в следующем году тираж доходил до 1350 экз. По своему направлению Вестник был близок ведущим религиозно-философским журналам межвоенного периода «Путь» и «Новый град». Объединение христианской молодежи в деле служения Церкви и России, в согласии со знаменитой формулой «мы не в изгнании, а в послании», свидетельствовало о Православии и русской культуре на Западе, прислушиваясь к интеллектуальной и духовной жизни Европы и России – такое направление принял Вестник с первых выпусков. При редакторе В. Зеньковском (1937) была предпринята попытка расширить тематику журнала, выйти за рамки РСХД, он издавался как «Вестник. Орган церковно-общественной жизни». «Основной задачей «Вестника» является развитие идей «активного христианства», широкая информация о работе христианских сил в мире» – так редакция сформулировала новую концепцию издания. В таком виде Вестник издавался до начала войны (1939), после войны (1949) Вестник возобновился под ред. прот. А. Киселева как орган РСХД в Германии (Мюнхен). В 1950 г. издание перенесено в Париж, журнал выходит под редакцией И. Морозова и Н. Струве (1952). С конца 50-х годов в Вестнике начинают публиковаться материалы, поступавшие из советской России, объем таких публикаций (самиздата, рукописей, авторы которых печатались под псевдонимами) увеличивается в 60–70 годы. Благодаря контактам с авторами из СССР в журнале появляются статьи о положении Церкви и преследовании верующих, журнал включается в правозащитную деятельность. Например, материалы христианского семинара А. Огородникова. Из Вестника христианская общественность Запада узнавала подробности «хрущевских гонений» на Церковь: о закрытии храмов, арестах священников и мирян, ликвидации монастырей. К сотому номеру тираж журнала достиг 1700 экз. объемом 150-200 стр. Наиболее ярким эпизодом этого времени стала публикация открытого письма священников из России Н. Эшлимана, Г. Якунина (21.11.65) патриарху Алексию I с критикой советской религиозной политики. Письмо и его обсуждение вызвало огромный резонанс во всем мире. Журнал публикует неизвестные на Западе и запрещенные в СССР произведения А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Волошина, работы свящ. П. Флоренского, богословов и литераторов русского Зарубежья: прот. В. Зеньковского, прот. А. Шмемана, прот. И. Мейендорфа, В. Вейдле и многих др. Постоянным автором Вестника становится высланный из СССР (1974) А. Солженицын, писатель Ф. Светов, математик И. Шафаревич, свящ. Д. Дудко. С середины 70-х место издания обозначается как «Париж–Нью-Йорк–Москва», что указывало на членов редколлегии, находящихся в СССР. Журнал, распространяемый нелегально, становится важным фактором духовной и интеллектуальной жизни в России. С №164 (1990 г.) журнал приходит к российскому читателю: в сентябре 1990 года в Москве, в марте 1991 в Петербурге были организованы первые выставка изданий «YMСA-Рress» и Вестника РХД, вызвавшие огромный интерес. С 1992 г. журнал печатается в Москве. Вернувшись в Россию, журнал сохранил преемство с эмигрантским Вестником, он остается независимым голосом церковной интеллигенции, ощущающей свою связь с религиозно-философским возрождением начала XX века, продолжившимся в эмиграции.

Краткая история Вестника Р.С.Х.Д.//Вестник РСХД. 1971 № 100. С 5-7

Зернов Н. Вестник с 1925-1931// Вестник РСХД. 1971 № 100. С 7-8.

Никитин В. А. Вестник русского христианского движения//Лит. энциклопедия рус. зарубежья, 1918-1940: Периодика и лит. центры. М., 2000. С. 57-61


Теги:  христианство, православие
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.