|
Проекты, учреждения зороастризмЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ) — религия, исповедуемая в настоящее время общинами парсов, потомков иранских переселенцев, покинувших родину после арабского завоевания Персии. Ныне они расселенны главным образом на западе Индии (в районе Бомбея) и составляют особую варну. До "исламской революции" в Иране шахское правительство пыталось возродить зороастризм, во всеиранских масштабах, однако исласмкие традиции казались жизнеспособнее. Зороастризм — прежде всего этническая религия, связанная со священной историей иранского народа и деятельностью Зороастра (VIII в. до н. э.), проповедовавшего веру в благих богов. Возник на базисе древних иранских верований, сохранявшихся и в эпоху правления зороастрийских династий (например — религия магов, ранние формы митраизма). Обычная оценка зороастризма как дуализма базируется на доктринальном зороастрийском предании о наличии двух духов-близнецов, один из которых от века избрал истину и благо (Ахура-Мазда), другой же, вопреки первому, ложь и зло (Ахриман, хотя, вероятно, первоначально это был демон по имени Друдж). Однако дуализм зороастрийцев не является абсолютным, так как 1) зло в конечном итоге будет побеждено Ахура-Маздой, 2) Ложь не должна иметь предмет, который она и искажает; она вторична по отношению к истине. Наконец, в рамках зороатсризма развивался и т.н. "зурванизм", учение об отце Ахура-Мазды и Ахримана по имени Зерван Акарна, боге охватывающих все мироздание небес, в котором примиряется дуализм сыновей. Основными источниками по зороастризму являются его священные тексты (Авеста, Зенд-Авеста), дошедшие до на правда в поздних редакциях, средневековые персидские теологические и мифологические рукописи (Денкард и др.), ряд антитчных свидетельств (в эпоху Поздней Античности авторитет Зороастра был очень высок). Для понимания зороастрийской доктрины необходимо знание их историософии, согласно которой история мира распадается на три эпохи. 1. Творение основы. В эту эпоху Ахура-Мазда творит благой и истинный космос. Интересно, что это творение на первом своем этапе имеет духовный характер. При помощи Духа Святости (Спэнта-Майнью) вызываются к существованию шесть "Бесмертных Святых" (Амэша-Спэнта). При их помощи творятся служебные боги (т. н. язата, "достояные почитания"; в их число вошли даже такие могущественные древнеиранские божества, как Митра), фраваши (духовные прообразы человеческих душ) и ряд других духовных же существ. Затем создается телесный космос, населенный благими существами и подвластный первочеловеку Гайомарту ("Бесмертному смертному"). 2. Эпоха смешения. Ахриман вместе с полчищами своих подручных (дэвов) врывается в космос, портит его появлением засухи, соленых морей, дэвовских животных и т. д. Он же приносит в жертву благого быка (одно из первых творений Ахура-Мазды), побеждает и убивает Гайомарта и соблазняет Мартйа и Мартйанаг (Смертного и Смертную), первую человеческую пару, зачатую Землей от семени погибшего Гайомарта. Несмотря на вмешательство богов-ахуров и язата мир на долгое время оказывается разделен между благой и злой силами. Это касается, в том числе, и рода человеческого. В шестнадцати царствах зла правят ставленники Ахримана, их жители являются ярыми врагами почитателей Мазды. В эпических преданиях персов это древнее противоборство изображается как борьба между кочевниками-туранцами, возглавляемыми злым магом Афрасиабом и земледельцами-иранцами во главе с династией Кейянидов. Именно в эту эпоху совершает свою проповедь Зороастр. 3. Эпоха разделения. Благодаря появлению Спасителей (каждый из которых, подобно Христу, будет зачат чудесным образом) вновь укрепится вера в Ахура-Мазду, однако и нечестивые усилят свою борьбу против зороастрийцев. Все закончится грандиозным сражением, Страшным Судом и последним жертвоприношением, котороке совершит само верховное божество. После этого силы зда будут либо уничтожениы, либо помещены в темницу где-то в глубинах вселенной, откуда ни Ахриман, ни те души человеческие, которые оказались соблазнены им, никогда уже не смогут выбраться. Человек в древнем зорастризме мыслился как существо, обладающее несколькими душами (фраваши — духовное начало, урваши — душевно-физическое, даэна — судьба и т.д.); в средние века постепнно начинает господствовать идея единсвтенной души, являющейся тем началом, которое отвечает за выбор, осуществляемый человеком. После смерти тело, в котором пристутствует многое от дэвовских сил и субстанций, разлагается (дабы не осквернять созданные Ахура-Маздой землю и воду зороастрийцы осуществляли погребение по типу "выставления"). Однако перед Страшным Судом произойдет восстановление всех тел, и праведники войдут в рай царства Истины в совершенных, бессметрных телах (реализовав заложенную еще в Гайомарта возможность бессмертия). Праведники, пророки, благие цари, согласно зороастрийским представлениям, являются носителями благодати ("хварно"), дарующей счастье, удачу, славу, жизненные силы. Наличие хварно — признак избранности богов и особой миссии в этом мире. Носителем хварно являлся Зороастр, оно же будет лежать на челах Спасителей. В связи с тем, что пути добра и зла постоянно лежат перед человеком, в зорастризме особое внимание уделялось нравственной и культовой чистоте, выражающимся в благом почитании благих богов и царей, правящих от имени этих богов. Каждый день зороастриец совершал определенные ритуальные и молитвенные действия, в том числе — произносил зороастрийский Символ Веры (первый из известных нам Симовлов Веры). Центрами культовых отправлений являлись святилища, где божественная субстанция обычно была представлена в виде чистого постоянно поддерживаемого огня (именно поэтому зороастрийцев часто называли "огнепоклонниками"). Возникнув в VIII-VII вв. до н.э. зороастризм стал религией молодого, но сильного Древнеперсидского государства. Контакты с Вавилонией и иудеями привели к тому, что зороастризм заимствовал ряд ближневосточных религиозных концептов (от элементов астрологии до идеи Спасителей-Мессий). С другой стороны и ветхозаветный иудаизм испытал определенное воздействие зороастризма (идея ада-геенны, четкая персонификация нала зла, "духовность" творения). В конце IV в. до н. э. зороастризм испытал потрясение, связанное с завоевательыми войнами Александра Македонского, разрушившего многие храмы и жреческие центры. Во II в. до н. э. он снова возрождается как государственная религия при господстве в Иране парфянской династии Аршакидов, однако наивысшего своего расцвета достигает в III — VII вв. н.э., при династии Сасанидов. С зороастризмом исторически связано появление таких религиозных движений, как манихейство и маздакизм. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Светлов Р. В. |