|
Проекты, учреждения Брахмо СамаджБРАХМО САМАДЖ (BRAHMA SAMAJ, от санскр. «Общество [поклонения] Брахману») – религиозно-реформаторские и социально-просветительское общество в Бенгалии (Индия). Основание БС в Калькутте в 1828 г. стало результатом религиозно-реформаторской деятельности Раммохана Рая, направленной на обоснование монотеистического и этического характера индуизма в условиях культурного вызова индийской цивилизации со стороны Запада в период установления британской власти в Индии и масштабной критики местных верований и практик со стороны христианских миссионеров. БС имел целью ««служить местом собраний всех людей без различия… для богослужений и почитания Вечного, Непостижимого и Неизменного Сущего, Хранителя и Творца вселенной». Богослужение в БС строилось по модели литургической церковной службы, которая начиналась с рецитации брахманами на санскрите фрагментов Вед и объяснения их значения на бенгали всем собравшимся, продолжалась проповедью и завершалась пением гимнов на бенгали в сопровождении индийских музыкальных инструментов. Р. Рай стремился совместить религиозный универсализм с индусским теизмом на основе авторитета вед и веданты, чтобы содействовать улучшению духовного, нравственного и социального состояния единоверцев-индуистов. Первоначально в БС входил узкий круг его единомышленников из новой интеллектуальной элиты Бенгалии. После смерти Р. Рая БС не играл серьёзной роли, пока к нему в 1848 г. не присоединилась группа «Тоттободхини сабха» («Общество ищущих истину») во главе с Дебендронатхом Тагором (1818–1905). Он отменил ограничения на слушание Вед низкокастовыми прихожанами, составил символ веры Брахмо и клятву «Брахмо дхармо» при вступлении, отказался от непогрешимости Вед и написал книгу веры («Брахмо Дхармо гронтхо», 1848), где изложил понимание Бога, основанное на откровении и разуме, этические предписания (любовь к человеку, терпимость, неприятие насилия в социальных отношениях, уважение к поступкам и убеждениям других). Эти реформы вместе с миссионерской деятельностью Д. Тагора во время поездок по Индии превратили БС во влиятельное реформаторское и просветительское движение Бенгалии. С приходом в БС Кешобчондро Сена группа молодёжи активно выступила за женское образование, упразднение многожёнства и кастовой системы, и др. реформы. В 1865 из-за несогласия по поводу ношения священного шнура и возможности межкастового брака общество разделилось на «Ади (первоначальный) БС» во главе с Д. Тагором и «Бхаротборшийо (Всеиндийский) БС» во главе с К. Сеном. Последний ставил целью обогащение вероучения христианскими идеями и символикой и создание Церкви, открытой народам всех стран, времён и религий, т. е. предельно усилил заявленный Р. Раем универсализм. В 1878 из-за непоследовательности К. Сена в отношении к детским бракам раскололся Всеиндийский БС: от него отделился «Шадхарон (Всеобщий) БС», основанный на демократических началах, а прежний стал называться «Нобобидхан БС» («БС Нового установления») и проповедовать создание церкви Св. Духа. «Ади БС» и «Шадхарон БС» сохраняли социальное и культурное влияние в Бенгалии и в первых десятилетиях ХХ в. Став одним из множества вариантов интерпретации индуизма, БС способствовал формированию адогматически мыслящих интеллектуалов-творцов культуры Новой Индии, развитию межрелигиозного диалога и сравнительного анализа религий, идей неоведантизма, социальной и политической философии. Брахмоисты были главной силой социального реформаторства, т. к. содействовали своими кампаниями (против детских браков, пожизненного вдовства женщин, многожёнства, в защиту неприкасаемых) и мероприятиями (развитие образования, преодоление затворничества женщин) не только трансформациям в общественном сознании, но и законодательному оформлению реформаторских инициатив британскими властями.
Лит.: Sastri Sivanath. The History of Brahmo Samaj. 2 vols. Calcutta, 1912–1919. Damen F. L. Crisis and Religious Renewal in the Brahmo Samaj (1860–1884). Leuven, 1983; Kopf D. Brahmo Samaj and Making of Modern Indian Mind. Princeton, 1979. Скороходова Т. Г. Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |