КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

евангелизм социальный

ЕВАНГЕЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — общественно-религиозное движение, основанное на либеральной традиции в американском протестантизме. Возникло в последней трети XIX в. Его идейным вдохновителем считается конгрегационалистский служитель из штата Огайо — Вашингтон Глэдден (Gladden. 1836–1918). В своих проповедях и журналистской деятельности он утверждал о взаимосвязи кризисных явлений в социальной жизни и расовых отношениях с упадком христианской морали. Отсюда следовала задача реформы общества, предполагавшая возрождение христианских идеалов. Как результат ожидалось радикальное изменение социальной ситуации.

Это начинание было развито на рубеже XIXXX вв. в трудах и проповедях др. протестантских либералов, прежде всего — в концепции баптистского проповедника Уолтера Раушенбуша (Rauschenbusch. 1861–1918)<#whitespace />о<#whitespace />преобразовании общества в Царство Божие на земле и «социальном спасении». Свои взгляды он обобщил в книге 1907 г. «Христианство и социальный кризис», где связал реформирование общества и устройство справедливой жизни на земле с пронизанностью людей библейской заповедью Божьей любви. Не ограничиваясь традиционной для протестантизма идеей евангелизации, Раушенбуш выдвинул ряд инициатив по участию церковных представителей в разрешении трудовых и правовых споров. Его последователи старались активно вмешиваться в решение конфликтов между «трудом и капиталом», участвовать в арбитражных комиссиях и др. формах социального регулирования.

Организационной базой движения в США стали Братство за христианский социальный порядок, Братство примирения, Федеральный совет церквей Христа, Церковная лига за индустриальную демократию. Идеологию С. е. разделяет Епископальная церковь в США (англиканская). В отношении международных дел движение всегда стояло на позициях пацифизма. Многие практические предложения сторонников С. е. (религиозное братство работников и предпринимателей и т. п.) оказались нежизнеспособными. Критике протестантских неоортодоксов (Рейнхольд Нибур и др.) подверглись упования на «соучастие» человека и Бога в устройстве высокоморального общества.

Тем не менее, идеи С. е. сохраняют популярность. Они присутствуют в религиозной мотивации стремлений к социальной справедливости и гармоничному общественному порядку. Широкую известность получила деятельность одного из ведущих проповедников С. е. в США — баптистского пастора Мартина Лютера Кинга (1929–1968), который видел «силу христианской любви» в активных действиях во имя социальной справедливости против эксплуатации, расизма, насилия и нравственных пороков. Развитием С. е. можно считать концепцию христианской социальной ответственности, сформулированную в документах Международного конгресса по всемирной евангелизации (Лозанна, 1974). Делегации более 150 стран подписали тогда Лозаннское соглашение, в котором борьба за общественные права и против всякой формы враждебности, угнетения, дискриминации была объявлена необходимым выражением «доктрины о Боге и человеке,... любви к ближнему и... послушания Христу». Еще более усилили этот акцент решения Второго Международного конгресса по всемирной евангелизации (Манила, 1989 г.), где участвовали представители 173 стран. В манифесте конгресса утверждалось, что «возвещение Божьего Царства... требует отречения от... угнетения, как личного, так и общественного», а долг христиан — «видимым образом демонстрировать любовь Божью всем лишенным справедливости».


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.