КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

квакеры

КВАКЕРЫ (от англ. quakers ― трясущиеся; официальное самоназвание ― «Общество Друзей») — последователи одного из пуританских течений (см. пуританизм) в протестантизме, придерживающиеся идеалов христианского гуманизма, веротерпимости и ненасилия.

Основоположником считается англичанин Джордж Фокс (1624–1691). Он родился в семье ткача-пуританина, занимался сапожным делом и скотоводством, в 19 лет покинул дом. С 1647 г. стал бродячим проповедником. По собственному свидетельству, Фокс имел ряд божественных видений, укрепивших его веру. Проповедуя, он посетил европейский континент и Северную Америку. Фокс практиковал целительство, за что временами попадал в тюрьму. Им было создано более 5 тыс. религиозных текстов и подробный «Дневник».

В середине 1640-х гг. Фокс стал проповедовать божественное присутствие в душе каждого человека — «озарение Святым Духом». Уверовавшие в такое присутствие уже не нуждаются в церковных учениях и культе для усвоения истин Откровения. Каждый человек пронизан борьбой Бога и Сатаны, духа и плоти. Цель вероисповедания — ощутить в себе божественный призыв («внутренний свет») и следовать ему в повседневной жизни. Таким образом, Бог будет внутренне руководить человеком, а человек — осуществлять в мире волю Бога. Высшим авторитетом в делах веры является Библия. Но её содержание не должно восприниматься буквально и требует «одухотворённого истолкования». Фокс различал записанный людьми под диктовку Бога библейский текст и Слово Божье как «предвечность Святого Духа».

Вдохновлённые его идеями последователи образовали сообщество «друзей внутреннего света». Их стали именовать, поначалу иронично, К. («трясущимися»). Трепет и дрожь вызывало у них ощущение присутствия Бога и рождения в себе нового человека (обычная ссылка — Филип. 2:12). В Англии первые группы К. подверглись репрессиям, что вынудило их в 1650-х гг. к массовой эмиграции в Северную Америку.

История американских К. связана с именем Уильяма Пенна (1644–1718), предпринимателя и теолога, сына адмирала. В погашение своего долга семье Пеннов король Карл II выдал ему патент на руководство новооснованной колонией (Пенсильванией). Сюда и началось переселение К., стремившихся в г. Филадельфия устроить идеальное христианское общество. Его чертами были: отказ от сословных преимуществ, роскоши и развлечений, нравственная строгость, религиозная терпимость. Всё это способствовало интенсивному хозяйственному развитию колонии, хотя социальное реформирование полностью так и не удалось. Учение Пенна разделяло тезис о «внутреннем свете» и другие идеи Фокса. Свои взгляды он обобщил в трактате 1693 г. «Некоторые плоды уединения». Однако его религиозно-нравственные наставления в большей мере были направлены на практические житейские ситуации, подчёркивая богоугодность разумности, ясности и честности в мыслях и делах.

Вплоть до XIX в. движение К. встречало противодействие со стороны как религиозных оппонентов, так и светских властей. Особое неприятие вызывал пацифизм К., считающих насилие и убийство уничтожением «божественного света», который носит каждый человек. В XIXXX вв. общины К. активно участвовали в антивоенной деятельности, филантропических акциях, социальной благотворительности.

По взглядам К., универсальность «озарения Святым Духом» делает всех людей, вне зависимости от этнических, половых, социальных и пр. различий, носителями святости. Отсюда и следует полная расовая и религиозная терпимость. Открытие в себе «внутреннего света» вызывало у верующих радость и душевный подъём. В то же время внешние проявления эмоциональности у К. весьма умеренны. Им близка пуританская модель поведения в общине и в миру, с её строгостью нравов и простотой быта. Равенство всех перед Богом побуждало К. обращаться к любому человеку на «ты», отказываться снимать головной убор и делать поклоны. Формализм церковных ритуалов К. заменяют свободной манерой богослужения: в нём нет обязательных священнодействий, символики и штатных проповедников, «сделавших профессию из Христа». Не практикуется и особое обрядовое сопровождение браков, рождений, погребений. В ходе молитвенного собрания читается Библия и звучат проповеди, но только если у кого-то из участников его «внутреннее озарение» вызовет потребность высказаться.

В настоящее время общины К. имеются в Великобритании, США, Канаде, ряде стран Восточной Африки и Латинской Америки. В 1937 г. на Всемирной конференции К. был образован Всемирный консультативный комитет Друзей. Штаб-квартира — Дом Друзей, расположена в Лондоне. На исходе XX в. численность К. определялась более чем в 200 тыс. человек.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.