КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

меннониты

МЕННОНИТЫ — последователи протестантского течения, возникшего в 1530-х гг. среди анабаптистов и существующего ныне как объединение автономных общин.

Название связано с именем голландского священника Менно Симонса (1496–1561), покинувшего в 1535 г. католическую церковь и примкнувшего к анабаптистскому движению. Еще в 1520-х гг. он пришёл к сомнению в библейской оправданности крещения младенцев и доктрины пресуществления. Однако разрыв с церковью произошёл у него только после жестокого подавления анабаптистской Мюнстерской коммуны. В 1536 г. он стал странствующим проповедником в Голландии и Северной Германии, где проводил второе крещение и организовывал независимые общины в духе умеренного анабаптизма. Такой образ жизни он вёл до 1554 г., когда обосновался в поместье одного из своих последователей и занялся написанием теологических сочинений. Сам термин М. известен с 1544 г., когда последователи Менно Симонса в Восточной Фрисландии были официально отнесены к «терпимым исповеданиям».

В основе конфессиональных взглядов М. лежат общепротестантские идеи (авторитет Библии, спасение верой, всеобщее священство), с поправкой на тезисы анабаптистского Шляйтхаймского исповедания 1527 г. и труды Менно Симонса (особенно «Основание христианской доктрины» 1539 г.). Кодификация учения была проведена на Дортской конференции 1632 г. в «Декларации главных статей нашей христианской веры». Среди ключевых положений — принцип сознательного крещения по вере: «Мы возрождаемся не потому, что крестимся, как об этом можно подумать в случае с крещёными младенцами, но крестимся потому, что были возрождены Словом Божьим». Причащение толкуется как символическое действие. В ритуал может входить взаимное омовение ног (согласно Ин. 13:14). Сохранение истинной веры предполагает исключение браков с иноверующими. Удержаны анабаптистские идеи неприятия государственных клятв, воинской службы и вообще насилия, хотя в конкретных ситуациях каждая община правомочна на собственную позицию. Духовенство как иерархия отвергается, хотя могут существовать церковные должности (диакон, пастор, епископ). Высшими органами управления являются конференции, принимающие коллективные решения.

В 1550-х гг. началась миграция М.: из Голландии значительная их часть переселилась в Польшу. Во второй половине XVII в. выделяется меннонитская община в Эльзасе под руководством Якоба Аммана — áмиши. Большое число амишей в начале XVIII в. обосновалось в Северной Америке. Это ответвление отличается крайней строгостью в соблюдении канонов учения и образа жизни верующих. Амиши не имеют культовых центров и постоянных служителей (избираются по жребию). После раскола 1865 г. часть из них примкнула к остальному меннонитскому сообществу. Наиболее консервативные уже в XX в. образовали собственную «конференцию».

В конце XVIII в. ряд общин М. из Польши перебрался в Россию. Они обосновались на правом берегу Днепра, в Таврической и Екатеринославской губерниях. Их этнический состав включал голландцев, фламандцев, фризов, саксонских немцев. Были общины М. и среди немецких колонистов в России. В середине XIX в. российские общины разделились на сторонников так называемого церковного конвента 1851 г. — церковных М., и оппозиционную им группировку братских М.

Церковные М. («державная община») сохранили традиционную обрядовую практику: крещение обливанием, дважды в год хлебопреломление, раздельное для мужчин и женщин омовение ног. Братские М. («общество меннонитского братства») дополнительно допускали и так называемое гюпферство («прыгание», от нем. Hüpfer – попрыгун), сопровождая ритуал молитвенного собрания плясками и бодрыми песнопениями. Они подвергли сомнению оправданность формальных условий крещений (18-летний возраст и знание катехизиса), так как главным требованием считали «обращение к Богу по вере». Сам обряд крещения проводился ими погружением в воду. Причащение у братских М. происходит четырежды в год. В социальном плане они менее интегрированы в отношения с государством, нежели церковные М.

Во второй половине XIX в. произошло новое массовое переселение М. в Северную Америку. В 1898 г. здесь учреждается Центральная (Генеральная) конференция — координирующий орган сообщества. Следующий приток М. в США произошёл в начале 1920-х гг. — из России. Оставшиеся в СССР братские М., уцелевшие после репрессий и депортаций 1930–1940-х гг., в 1963 г. объединились с общинами евангельских христиан-баптистов.

Общины М. замкнуты, стараются сохранить этническую однородность, в делах руководствуются решениями собственных институтов самоуправления. Тем самым поддерживается образ «возрождённых богоизбранников». К началу XXΙ в. общая численность меннонитов определялась в диапазоне 500–700 тыс. человек. В Российской Федерации зарегистрированы менее 10 местных религиозных организаций М.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.