|
Проекты, учреждения методистыМЕТОДИСТЫ — последователи протестантского течения англиканского происхождения. Название часто связывают с их традицией в идеологии и практике строго (методично) следовать выведенному из Нового Завета «порядку спасения» — через обращение, оправдание исключительно верой в Иисуса Христа и личное освящение. Это течение возникло во второй трети XVIII в. из обновленческого стремления приблизить государственную Церковь Англии к повседневным запросам далеких от её непосредственного влияния низших социальных слоёв. У истоков методизма стояли Джон Уэсли, его брат Чарльз Уэсли — создатель популярных евангельских гимнов по мотивам основных положений учения, Джордж Уайтфилд — ведущий проповедник «Великого пробуждения» в Северной Америке. На первый план ранние методистские проповедники выдвинули благовествование о спасающей роли веры в искупительную жертву Христа, адресованное широким массам простонародья. Распространилась практика миссионерских поездок священников и проповедования вне стен молитвенных зданий. Оппозиция со стороны англиканской церкви вынудила М. создавать собственные общины. В 1744 г. прошла первая из ставших затем ежегодными конференция проповедников-методистов. Были разработаны «Основные правила объединённых общин», создан институт проповедников-мирян. Ведущим мотивом идеологии нового сообщества стало «евангельское пробуждение». Его воздействие на религиозную жизнь оказалось столь влиятельным, что отразилось на нравственных настроениях всего англосаксонского протестантизма в целом (см. ривайвелизм). В последней трети XVIII в. методизм начал активно распространяться в США, где посланцы Д. Уэсли на Балтиморской конференции 1784 г. учредили Методистскую епископальную церковь. В самой Англии с 1795 г. М. обособляются от англиканства, формируя свою организационную структуру. Принятая в ней изначально модель централизованного управления вызвала несогласие ряда общин; началась полоса расколов среди М., возникло несколько автономных церквей. Церковное устройство М. совмещает выборность и рукоположение иерархии, допуская как пресвитерианскую, так и епископальную организацию. Начальным звеном являются т. н. «классы» по 12 человек, сведённые в общины. Общины объединяются в округа, имеющие своих проповедников, пасторов, суперинтендантов и епископов. Высший руководящий орган — ежегодная окружная конференция из двух палат (для священников и для мирян), переизбирающая председателя местной церкви и обсуждающая вопросы вероисповедания, социального служения и пр. С конца XIX и на протяжении всего XX в. происходило активное увеличение методистских церковных организаций, возникали их национальные и международные объединения. С 1881 г. действует Всемирный методистский совет с пятилетним циклом Генеральных конференций, куда ныне входят церкви из более чем 90 стран. Штаб-квартира — в американском штате Северная Каролина. Эта организация имеет обширные экуменические контакты (см. экуменизм). С ней ассоциированы Всемирная федерация женщин-методисток и Всемирное методистское историческое общество. В Великобритании несколько независимых общин в 1932 г. образовали свою Единую методистскую церковь. Подобный процесс происходил в 1939 г. и в США, положив конец почти вековому расколу на северные и южные методистские церкви. Там же в 1968 г. сформировалась самая многочисленная из существующих — Объединённая методистская церковь (ок. 10 млн членов). В дореволюционной России методизм распространялся с 1907 г., главным образом в Прибалтике и Карелии. В советское время действовала Методистская церковь Эстонии. С 1992 г. существует Российская объединённая методистская церковь (ок. сотни приходов). Данные об общей численности М. в мире по разным источникам колеблются между 30 и 40 млн верующих, иногда встречается цифра 50 млн. Богослужение методистской церкви предполагает проповеди, молитвы, пение псалмов и гимнов. Совершаются крещение взрослых и причащение, в их протестантском символическом истолковании. Вероучение М. содержит принципы авторитета Библии и всеобщего священства. М. разделяют общехристианские идеи Троицы, грядущего пришествия Христа, Страшного суда. Исповедуется также кальвинистское представление о Божьем двойном предопределении к спасению (см. Кальвин). Однако принятое методизмом убеждение в спасающей вере в искупительную жертву Христа отчасти сближает его с арминианской трактовкой свободы воли (см. ремонстранты). Сохраняется и ряд положений англиканского епископального исповедания, в том числе тезис о значении «добрых дел». Последнее обстоятельство привело к возникновению разноречивых тенденций в теологии М. Отсутствие доктринальной однозначности отразилось в появлении на почве методизма множества самостоятельных, отдельных от него организаций: Армии Спасения, ряда свободных церквей. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |