КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

пятидесятники

ПЯТИДЕСЯТНИКИ — последователи одного из направлений позднего протестантизма, возникшего в начале XX в. на основе харизматических идей движения святости. К принятому у баптистов, «церквей святости» и многих др. течений представлению о двух благословениях — обращении и освящении, эта конфессия добавляет идею третьего благословения — крещения Святым Духом.

Согласно Библии, сошествие Святого Духа на учеников Иисуса Христа произошло, когда отмечался древнееврейский праздник Пятидесятницы. У иудеев он знаменовал завершение жатвы, после семи недель от её начала, в день воспоминаний о получении Торы. Для христиан исходным событием стало Воскресение Христово: именно на пятидесятый день после Пасхи апостолы «исполнились Святым Духом», т. е. получили способность вести разговор с Богом и проповедовать разным народам (Деян. 2:1–6). По примеру апостолов, все прошедшие подобное крещение наделяются девятью дарами Святого Духа в качестве средств постоянного служения Богу (см. харизматики).

Признаком пребывания в Святом Духе считается глоссолалия (буквально — говорение непонятных слов). Это трансовое автоматическое произнесение человеком не существующих ни на каком языке слов вперемежку с элементами родной для него речи. В ряде случаев П. свидетельствуют о внезапном обретении способности говорить на иностранном языке. Достигается глоссолалия в ходе ритуальных действий или иных ситуаций, обусловленных специальным режимом физиологической (посты и т. п.) и ментальной (молитвы, проповеди) подготовки. Нарастающее физическое и психо-эмоциональное напряжение переводит верующего в состояние повышенной экзальтации и экстатических переживаний. В этот момент речевая деятельность не контролируется сознанием и начинается поток «иноговорения». Толковать смысл высказанного способны лишь носители пророческого дара (1 Кор. 14:2–28). Они же могут практиковать глоссолалию регулярно. Остальные говорят с Богом на «иноязыке» только раз, в момент крещения Святым Духом.

Начальным событием истории П. была внезапная глоссолалия Агнессы Озман 1 января 1901 г. на занятиях библейской школы методистского пастора Чарльза Пархема в г. Топека (США, Канзас). Пархем и его ученики стали проповедовать новый тип религиозного поведения в США, а затем и в других странах. Некоторые П. началом считают «пробуждение на Азуза-стрит» в 1905 г. ― собрание методистской общины Уильяма Сеймура в Лос-Анджелесе, когда участники внезапно были охвачены нараставшим экстатическим состоянием «инспирации» (массовое «крещение Святым Духом»). По мере распространения, движение П. получало доктринальное оформление в соответствии с вероисповедными особенностями той среды, где оно оказывалось принято. В результате сложился целый спектр разнообразных самостоятельных церквей, деноминаций и сект П. Общим для них можно считать признание Библии богодухновенной, идею спасения через личную веру во Христа, рукоположение служителей, хлебопреломление.

По применяемой формуле водного крещения среди П. различают тринитарные и унитарные разновидности. К тринитариям, крестящим с перечислением всех членов Святой Троицы, относится большинство П.: церкви «трёх кризисов», «двух кризисов», «исцеления молитвой» и ряд других.

Унитарии же считают истинно апостольским крещение по формуле: «во имя Иисуса Христа». Приверженцы этого подхода вышли в 1913–1916 гг. из американской тринитарной церкви Ассамблеи Бога. По их мнению, образы «Отца» и «Святого Духа» есть не более чем разные грани единой личности Христа, поэтому крещение во имя Троицы недействительно. В России эту позицию разделило движение евангельских христиан в духе апостольском (ЕХДА), основанное в 1913 г. выходцем из баптистской общины Александром Ивановым, а затем возглавлявшееся Николаем Смородиным. Часть ЕХДА позднее вошли в союз с евангельскими христианами-баптистами, другие сохраняют автономию. В США после 1945 г. большинство унитарианских общин вошло в Объединенную международную пятидесятническую церковь.

Тринитарные церкви «трёх кризисов» опираются на доктрину тройного благословения: обращением человек очищается от личного греха; освящением освобождается от греха первородного; в крещении Святым Духом получает дары божественной благодати. Данная ветвь П. не требует унификации религиозного устройства, поэтому включает в себя разные по происхождению организации. Большинство из них относится к т. н. «церквям святости». В числе крупнейших — международная Церковь Бога, возникшая в 1880 г. и проповедующая восстановление единства «видимой» и «невидимой» церквей. Второе пришествие и Страшный суд ожидаются ею после тысячелетнего царства Христа, которое объявлено уже существующим. В 1902 г. немецкие миссионеры этой церкви основали одноимённый филиал в России, сохранивший группы последователей до наших дней. С 1911 г. Церковь Бога существует в виде двух организаций, с центрами в Индиане и Оклахоме (США). Наряду с ними действует и основанная в 1884 г. Церковь Бога г. Кливленд (штат Теннеси), ставшая ныне крупным международным объединением П.-тринитариев. В 1948 г. большинство подобных церквей объединились в Братство пятидесятников Северной Америки.

Церкви «двух кризисов» — также тринитарные — исключают освящение в качестве особого благословения, полагая «рождение свыше» составной частью крещения Святым Духом. Ведущей церковной организацией этого толка являются Ассамблеи Бога, основанные в 1914 г. и объединяющие свыше 2 млн человек примерно в 100 странах. Эта церковь известна активной миссионерской деятельностью. К данному толку принадлежат и церкви, особо выделяющие среди даров Святого Духа способность к исцелению. Целительство совершается у них молитвой с возложением рук по примеру описанных в Новом Завете действий Иисуса Христа.

Крещение Святым Духом, «рождение свыше», «исцеление верой» и идея дотысячелетнего прихода Христа составляют ведущую теологическую концепцию П. Это — так называемое «полное Евангелие», требующее от верующих повторить в своём личном религиозном опыте то, что испытал Христос. Библейские основания этой концепции позволяют П. иметь точки соприкосновения с др. протестантскими сообществами, многие из которых разделяют учение о дарах Святого Духа и проявляют интерес к практике глоссолалий. В мире насчитывается более 50 млн приверженцев пятидесятничества. Единая церковная организация отсутствует, но с периодичностью в два-три года проводятся Всемирные пятидесятнические конференции.

В России все церкви П., кроме ЕХДА, принадлежат к тринитарному толку. К ним относятся христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ), евангельские христиане П.-сионисты (ЕХПС), евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС), субботствующие П. (Последние, в отличие от прочих, придерживаются учения о трёх благословениях и «днём покоя» почитают субботу). Все эти объединения стали развиваться в 1920-х гг. при заметной поддержке зарубежных П.: в создании ХВЕ участвовали Ассамблеи Бога, субботствующих поддержала Церковь Бога (Кливленд). В 1945 г. значительная часть ХВЕ, ХЕВ и субботствующих объединилась с Союзом евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), хотя сохранились и самостоятельные общины. В конце 1980-х гг. пятидесятнические церкви вышли из состава ВСЕХБ и в 1990 г. образовали собственный Союз христиан веры евангельской Российской Федерации (ныне Российский Объединенный союз ХВЕ).

По некоторым особенностям деятельности П. принято делить на крайних и умеренных. Крайние дополняют общее учение ещё и «крещением огнём» (Мф. 3:11), понимая под этим страдания, которые должно претерпеть за веру. Из-за этого нередки их конфликты с институтами государства и общества. Умеренные сохраняют неизменность доктрины. Кроме того, они не склонны акцентировать внимание на глоссолалиях и не проводят «иноговорение» в общинном богослужении, оставляя такую возможность лишь для индивидуального «разговора с Богом».

В эсхатологии большинство П. придерживается премилленаризма — идеи второго пришествия Христа до наступления тысячелетнего Царства Божьего. Само это царство ЕХДА, ХВЕ и ХЕВ трактуют как небесное: все крещёные Святым Духом воскреснут и войдут в него, а остальные христиане смогут наследовать вечную жизнь только после Страшного суда. ЕХПС и ЕХСС, напротив, отстаивают земной характер Царства Божьего, его устроение с центром на горе Сион, куда следует перебираться для ожидания и встречи Христа. По их мнению, заставшие это событие будут жить сразу в царстве Христа; ранее умершие П. воскреснут для этого царства по прошествии тысячи лет; остальным христианам уготовано вечно мучаться в Аду; а все иноверующие и атеисты вообще будут бесследно уничтожены.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.